Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования (ФГОС) МАОУ «СОШ № 1 п. Энергетик» на 2022-2022 учебный год Пояснительная записка В 2022/2023 учебном году реализуются обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО) во всех общеобразовательных организациях, расположенных на территории Оренбургской области (1, 5 классы – обязательное введение, 2-4, 5-8 классы – по мере готовности). Учебные планы общеобразовательных организаций Оренбургской области, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования, формируются в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом от 31.05.2021 № 286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО 21); Примерной основной образовательной программой начального общего образования (далее – ПООП НОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18.03.2022 № 1/22)); Примерной рабочей программой воспитания (далее – ПРПВ) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 № 3/22)); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115; Порядком зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391; Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций»); Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»); письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»; письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году»; Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (образовательная недельная нагрузка, требования к организации обучения в 1 классе); Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (начало и окончание занятий, продолжительность учебных занятий, учебная нагрузка при пятидневной и шестидневной учебной неделе, продолжительность выполнения домашних заданий, шкалы трудности учебных предметов на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования). Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения. Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ НОО различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части программы НОО составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20 % от общего объёма. В соответствии с ФГОС НОО 21 определены следующие обязательные предметные области и учебные предметы (учебные модули), которые должны быть реализованы в урочной деятельности в 1-4 классах: - Русский язык и литературное чтение (Русский язык, Литературное чтение); - Родной язык и литературное чтение на родном языке (Родной язык, Литературное чтение на родном языке); - Иностранный язык (Иностранный язык); - Математика и информатика (Математика); - Обществознание и естествознание («окружающий мир») (Окружающий мир); - Основы религиозных культур и светской этики (Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: «Основы православной культуры»; учебный модуль: «Основы иудейской культуры»; учебный модуль: «Основы буддийской культуры»; учебный модуль: «Основы исламской культуры»; учебный модуль: «Основы религиозных культур народов России»; учебный модуль: «Основы светской этики»); - Искусство (Изобразительное искусство, Музыка); - Технология (Технология); - Физическая культура (Физическая культура). В процессе изучения курсов иностранного языка предусматривается деление класса на подгруппы (2-4 классы). При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными санитарно-эпидемиологическими требованиями CП 2.4.3648-20 и гигиеническими нормативами и требованиями СанПиН 1.2.3685-21. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена следующими предметами: - Шахматы: 1 час в 1 классах; - Информатика (элективный курс) : 1 час во 2,3 классах. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой. (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественнополезных практик и иные формы). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня соответствует действующим санитарным правилам и нормативам. Во время занятий необходим перерыв для гимнастикине менее 2 минут. Учебный план начального общего образования ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – 34 учебных недель. Продолжительность урока для II-IV классов – 45 минут. Организация обучения в 1 классе имеет ступенчатый характер: первое полугодие продолжительность урока 35 минут (сентябрь, октябрь – 3 урока в день, ноябрь, декабрь – 4 урока); второе полугодие - январь-май – 4 урока по 40 минут каждый. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену; используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый); в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков) проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и совершенствование движения обучающихся. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроков театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения). УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОО (5-ДНЕВНАЯ НЕДЕЛЯ) 2022-2023 учебный год Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Учебные предметы/классы Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык I Количество часов в неделю II III IV 5 4 5 4 5 4 5 4 - 2 2 2 Математика 4 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Музыка - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Искусство Технология Изобразительное искусство Технология Физическая Физическая культура культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 2 2 20 22 22 23 1 1 1 0 Шахматы 1 Информатика Максимально допустимая учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 21 0 1 1 23 23 Формы промежуточной аттестации 23 Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ №1 п. Энергетик» в сроки, установленные календарным учебным графиком школы и устанавливает уровень усвоения обучающимися на конец учебного года предметов, включенных в учебный план. Содержание, формы, сроки промежуточной аттестации в 1-4 классах представлены в таблице Формы проведения промежуточной аттестации учащихся МАОУ «СОШ № 1 п. Энергетик» в 2021/2022 учебном году класс предмет форма Русский язык Итоговая контрольная работа 1 Итоговая контрольная работа Литературное чтение Математика Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Окружающий мир Музыка Итоговое тестирование Изобразительное искусство Итоговая контрольная работа Технология Итоговая контрольная работа Физическая культура Итоговая контрольная работа Шахматы Турнир 2 Русский язык Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Литературное чтение Иностранный язык Итоговая контрольная работа Математика Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Окружающий мир Итоговая тестирование Музыка Итоговая контрольная работа Изобразительное искусство Итоговая контрольная работа Технология Итоговая контрольная работа Физическая культура Итоговая контрольная работа Информатика 3 Русский язык Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Литературное чтение Иностранный язык Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Математика Окружающий мир Итоговая контрольная работа Музыка Итоговое тестирование Изобразительное искусство Итоговая контрольная работа Технология Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Физическая культура Итоговая контрольная работа Информатика 4 Русский язык Итоговая контрольная работа Литературное чтение Итоговая контрольная работа Иностранный язык Итоговая контрольная работа Математика Итоговая контрольная работа Окружающий мир Итоговая контрольная работа Музыка Итоговое тестирование Итоговая контрольная работа ОРКСЭ Итоговая контрольная работа Изобразительное искусство Технология Итоговая контрольная работа Физическая культура Региональный зачет