5-ОДНКР-Рабочая программа

Учебного предмета
«ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»

(для 5 классов образовательных организаций)

П. Энергетик 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (далее —
ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС
ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным,
предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного
общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности
обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что
позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший
результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и
исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации,
способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно
традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом
ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом
национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов
России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять
полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях
развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные
связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи,
школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия
требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают, представление о существенных взаимосвязях между
материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом.
Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности
обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное,
поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и
культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и
семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального
подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его
смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и
усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного
интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса
согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5 классов, когнитивным способностям и социальным
потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся
в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании
патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в
духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого
культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и
вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской
идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих
элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни
личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
-становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный,
межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений,
полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков
обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию
народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных
российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и
культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в
целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в
достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
- расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов
России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
- углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии
современного общества;
- формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных
ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих
обязанностей перед обществом и государством;
- воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и
других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности
других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
- пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству,
взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
- осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании
этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
- раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и
духовность;
- формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных
ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
- получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными
институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в
истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе
осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических
процессах;
- развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании
информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5—
6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34
часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ»
5 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые
модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом.
Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история?
Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие.
Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех
народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины.
Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и
духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное
осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии
России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и
духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовнонравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина
и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья
в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой
как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный
труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба
коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества.
Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные
произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями.
Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть
общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память
культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи.
Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности
народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми.
Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и
фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и
нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного
ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовнонравственные ценности народов России.
6 КЛАСС (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной
структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием
культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды.
Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его
механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность
различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина,
обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов
России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.

Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения
материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как
ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в
культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества.
Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в
традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовнонравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность
важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг
труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие,
взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба,
предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные
качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовнонравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и
нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина?
Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

ПЛАНИРУЕМЫЕ
НРАВСТВЕННОЙ
ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России
через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовнонравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных
и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность
понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий
(используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач (знаково - символические / моделирование);
- смысловое чтение;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
(учебное сотрудничество);
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной
и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
(целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль
и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
(оценка);
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий,
специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
- Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать
важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина
России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья»,
традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным
поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
- Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской
Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации,
причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность
сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать
их необходимость.
Тема 3. Язык и история
- Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и
взаимодействия;
- обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической
гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
- Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других
народов России;
- знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность
его для существования государства и общества;
- понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историкокультурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить

примеры;
-иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
-Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации
культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
- Иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте,
рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
-понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового
расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
-Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на
доступном для обучающихся уровне осмысления;
-понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
-осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
-знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
- Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социальнокультурные функции;
-осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
-уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
- Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
-понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
-приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом
человека;
-понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность
знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их
культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на
основе местной культурно-исторической специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
- Знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в
семье;
- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
-понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы
о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
- Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
- Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных
отношений;

- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных
идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
- Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
-знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о
ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
-понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного
материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
- Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
-понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего
труда и распределение экономических функций в семье;
-осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в
форме большой и малой семей;
- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
- Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов
России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни
собственной семьи;
- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе
предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями
семьи;
- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали
и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
- Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и
творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
- Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
- осознавать и доказывать важность морально - нравственных ограничений в творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
- Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание»,
«милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
- Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять
их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании
связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
- Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства
литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных
ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных
произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур
- Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах
распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
- Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского
общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
- Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации»,
«государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
-Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
- устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
- различать основные типы праздников;
- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников;
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
- Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить
связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными
ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и
культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
- Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях
музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных
ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
- Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых
выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его
ценностей, морали и нравственности;

- знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
- Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах
из истории и культуры своего региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных
и этнических традиций, многообразия культур;
- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической,
религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных
особенностей);
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов
своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
- Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
- Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её
территориального, политического и экономического единства;
- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального
самоопределения отдельных этносов.
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах,
обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся.
Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются
непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного
развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические
наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с
целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе
образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовнонравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных
ориентаций обучающихся.
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с учётом
обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 КЛАСС
№

Количество часов

п/п

всего

контрольные
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Формировать
представление об
особенностях курса
««Основы духовнонравственной
культуры народов
России». Слушать и
понимать объяснения
учителя по теме
урока. Вести
самостоятельную
работу с учебником.

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

практические
работы

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

1.

Зачем изучать
курс «Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России»?

1

0
2.

Наш дом —
Россия.

1

0

Слушать и понимать
объяснения учителя
по теме урока.
Формировать
представление о
необходимости и
важности
межнационального и
межрелигиозного
сотрудничества,
взаимодействия.

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

1

0

Формировать
представления о
языке как носителе
духовнонравственных
смыслов культуры.
Понимать
особенности
коммуникативной
роли языка. Слушать
и анализировать
выступления
одноклассников,
отбирать и
сравнивать учебный
материал по
нескольким
источникам

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

1

0

Формировать
представление о
русском языке как
языке
межнационального
общения. Слушать
объяснения учителя,
стараясь выделить
главное. Объяснять
наблюдаемые в
практике изучения

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Наше
Оренбуржье.

3.

4.

Язык и история.

Русский язык —
язык общения и
язык
возможностей.

1

Практическая
работа

языка явления.
5.

Истоки родной
культуры.

1

0

Формировать
представление о том,
что такое культура,
об общих чертах в
культуре разных
народов. Слушать и
понимать объяснения
учителя по теме
урока. Выполнять
задания на понимание
и разграничение
понятий по теме.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

6.

Материальная
культура.

1

0

Формировать
представление о
традиционных
укладах жизни
разных народов.
Слушать и
анализировать
выступления
одноклассников.
Работать с
учебником,
анализировать
проблемные
ситуации.

Устный
опрос
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

7.

Духовная
культура.

1

0

Устный
Формировать
опрос;
представление о
Самооценка
духовной культуре
разных народов.
Понимать
взаимосвязь между
проявлениями
материальной и
духовной культуры.
Выполнять задания на
понимание и
разграничение
понятий по теме.
Учиться работать с
текстом и зрительным
рядом учебника.

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

8.

Культура и
религия.

1

0

Формировать
представление о
понятии «религия»,
понимать и уметь
объяснять, в чём
заключается связь
культуры и религии.
Слушать объяснения
учителя, работать с
научно-популярной
литературой по теме.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

9.

Культура и
образование.

1

0

Понимать смысл
понятия
«образование», уметь
объяснять важность и
необходимость
образования для
общества. Слушать
объяснения учителя,
отбирать и
сравнивать учебные

Устный
опрос;
Самооценка
Практическая
работа

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

1

материалы по теме.
10. Многообразие
культур России.

1

0

1

Культурные
особенности
Оренбургского
края.

Понимать смысл
понятия
«образование», уметь
объяснять важность и
необходимость
образования для
общества. Слушать
объяснения учителя,
отбирать и
сравнивать учебные
материалы по теме.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Понимать, что такое
семья, формировать
представление о
взаимосвязях между
типом культуры и
особенностями
семейного уклада у
разных народов.
Понимать значение
термина «поколение».
Слушать объяснения
учителя, решать
проблемные задачи.

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Понимать и
объяснять, как и
почему история
каждой семьи тесно
связана с историей
страны, народа.
Слушать объяснения
учителя,
разграничивать
понятия по теме,
систематизировать
учебный материал.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Понимать и
объяснять, что такое
традиция, уметь
рассказывать о
традициях своей
семьи, семейных
традициях своего
народа и других
народов России.
Уметь объяснять и
разграничивать
основные понятия по
теме. Просматривать
и анализировать
учебные фильмы,
работать с
раздаточным
материалом.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Знать основные
фольклорные сюжеты
о семье, семейных
ценностях. Знать и

Устный
опрос;
Самооценка

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
11.

12.

13.

Семья —
хранитель
духовных
ценностей.

Родина
начинается с
семьи.

Традиции
семейного
воспитания в
России.

1

0

1

0

1

0

14. Образ семьи в 1
культуре народов
России.

0

1

1

Практическая
работа

Практическая
работа

Российская
электронная
школа

15.

16.

Труд в истории
семьи.

Семья в
современном
мире.

понимать моральнонравственное
значение семьи.
Работать с научнопопулярной
литературой,
просматривать и
анализировать
учебные фильмы,
систематизировать
учебный материал.

https://resh.edu.ru/

1

0

Устный
Понимать, что такое
опрос;
«семейный труд»,
Самооценка
сознавать и
характеризовать
важного общего
семейного труда для
укрепления
целостности семьи.
Слушать объяснения
учителя,
самостоятельно
работать с учебником.

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

1

0

Устный
Понимать, почему
опрос;
важно изучать и
Самооценка
хранить историю
своей семьи,
передавать её
следующим
поколениям. Готовить
доклад, сообщение;
создавать семейное
древо; отбирать и
сравнивать материал
из нескольких
источников.

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Знать, что такое
гуманизм, понимать,
что делает человека
человеком и какие
проявления людей
можно назвать
гуманными. Работать
с научно-популярной
литературой, уметь
разграничивать
понятия, осваивать
смысловое чтение
(решать текстовые
задачи).

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Понимать и
объяснять значение
слова «человек» в
контексте духовнонравственной
культуры. Слушать
объяснения учителя,
работать с учебником,
уметь понимать и
разграничивать
основные понятия по
теме.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Промежуточный
контроль.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
17.

18.

Личность —
общество —
культура.

Духовный мир
человека.
Человек —
творец культуры.

1

0

1

0

1

Практическая
работа

Личность и
духовнонравственные
ценности.

1

0

Устный
Понимать и
опрос;
объяснять, что такое
Самооценка
мораль и
нравственность,
любовь к близким.
Показывать на
примерах важность
таких ценностей как
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие, любовь,
дружба и др.
Разграничивать и
определять основные
понятия, решать
текстовые задачи,
работать с учебником.

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

20. Историческая
1
память
как
духовнонравственная
ценность.

0

Объяснять смысл
термина «история»,
понимать важность
изучения истории.
Понимать и
объяснять, что такое
историческая память,
как история каждой
семьи связана с
историей страны.
Работать с
учебником, выделять
и определять
основные понятия,
слушать и
анализировать
выступления
одноклассников.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

19.

21.

Литература как
язык культуры.

1

0

Понимать
особенности
литературы, её
отличия от других
видов
художественного
творчества.
Объяснять средства
выражения духовного
мира человека, его
морали и
нравственности в
произведениях
литературы. Слушать
объяснения учителя,
работать с
художественной
литературой, изучать
и анализировать
источники.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

22.

Взаимовлияние
культур.

1

0

Иметь представление
о значении терминов
«взаимодействие
культур»,
«культурный обмен».

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

1

0

Уметь объяснять
значение основных
понятий,
отражающих
духовно-

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

23.

Духовнонравственные
ценности
российского
народа.

1

Практическая

24. Регионы России: 1
культурное
многообразие.
Оренбуржье
культурном
пространстве
России.

25.

26.

Праздники в
культуре
народов России.

Памятники
архитектуры в
культуре
народов России.

0

в

1

1

0

0

1

1

нравственные
ценности. Осознавать
их и защищать в
качестве базовых
общегражданских
ценностей
российского
общества. Слушать
объяснения учителя,
работать с учебником
(смысловое чтение).

работа

Понимать принципы
федеративного
устройства России,
объяснять понятие
«полиэтничность».
Понимать ценность
многообразия
культурных укладов
народов России.
Уметь рассказывать о
культурном
своеобразии своей
малой родины.
Слушать и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с
источниками.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Понимать и
объяснять, что такое
«народный
праздник». Уметь
рассказывать о
праздничных
традициях разных
народов и своей
семьи. Понимать и
объяснять
нравственный смысл
народного праздника.
Работать с
учебником,
просматривать и
анализировать
учебные фильмы.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Устанавливать связь
между историей
памятника и историей
края.
Характеризовать
памятники истории и
культуры. Понимать
нравственный и
научный смысл
краеведческой
работы. Слушать
объяснения учителя,
работать с научнопопулярной
литературой,
просматривать и
анализировать
учебные фильмы.

Устный
опрос;
Самооценка

Практическая
работа

Практическая
работа

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

27.

Музыкальная
культура
народов России.

28. Изобразительное
искусство
народов России.

29. Фольклор и
литература
народов России.

30. Бытовые
традиции
народов России:
пища, одежда,
дом.

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

Понимать
особенности музыки
как вида искусства.
Знать и называть
основные темы
музыкального
творчества народов
России, понимать, как
история народа
отражается в его
музыке. Слушать
объяснения учителя,
работать с научнопопулярной
литературой,
просматривать и
анализировать
учебные фильмы.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Понимать и
объяснять
особенности
изобразительного
искусства как вида
художественного
творчества. Понимать
и обосновывать
важность искусства
как формы
трансляции
культурных
ценностей. Знать и
называть основные
темы искусства
народов России.
Слушать объяснения
учителя, работать с
научно-популярной
литературой,
просматривать и
анализировать
учебные фильмы.

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Понимать, что такое
национальная
литература.
Объяснять и
показывать на
примерах, как
произведения
фольклора отражают
историю народа, его
духовнонравственные
ценности. Отбирать и
сравнивать материал
из нескольких
источников, решать
текстовые задачи,
слушать и
анализировать
выступления
одноклассников.

Устный
опрос;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Отбирать и
сравнивать учебный
материал по
нескольким
источникам, решать
текстовые задачи,

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Практическая
работа

31. Культурная карта 1
России.

32. Единство
страны— залог
будущего России.

1

33. Обобщающе
– 1
повторительный
урок.

0

0

1

1

1

слушать и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с научнопопулярной
литературой.

Практическая
работа

Отбирать и
сравнивать несколько
источников, решать
текстовые задачи,
слушать и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с научнопопулярной
литературой.

Устный
опрос;
Самооценка

Понимать и
объяснять значение
общих элементов и
черт в культуре
разных народов
России для
обоснования её
культурного,
экономического
единства. Слушать
объяснения учителя,
систематизировать
учебный материал.

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ

34
ПО

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Практическая
работа

1

1

Контрольно обобщающий урок.
Проверка знаний.

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

1

1

Контрольно обобщающий урок.
Проверка знаний.

Устный
опрос;
Практическая
работа;
Самооценка

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

Итоговый
контроль.

34. Обобщающе
– 1
повторительный
урок.

Практическая
работа

Российская
электронная
школа
https://resh.edu.ru/

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 06.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(35363)4-30-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».