Учебного предмета «МУЗЫКА» (для 5-9 классов образовательных организаций) п. Энергетик 2022 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне ООО составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»), с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 5-8 КЛАССЫ Приоритетными целями обучения музыке в 5-8 классах являются: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Основные линии содержания курса музыки в 5-8 классах представлены девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Жанры музыкального искусства». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно. Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучение музыки в 5-8 классах 1 учебный час в неделю. Общее количество – 137 часов (по 34 часа в год в 5-7кл, в 8классе – 35час). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: 1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. 2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий. 3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. 4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способа- ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии . 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 8. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования. Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления. Овладение универсальными коммуникативными действиями. Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения. Вербальное общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество): Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями. Самоорганизация: ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т.д. Эмоциональный интеллект: чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ) 5 класс Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ» Фольклор – народное творчество Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.). Календарный фольклор Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя). Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Национальные истоки классической музыки Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора – основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка. Музыкант и публика Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.). Русская исполнительская школа Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского. Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА» «Музыка и литература Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка. Музыка и живопись Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.). 6 класс Модуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ» Россия – наш общий дом Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Фольклорные жанры Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Фольклор в творчестве профессиональных композиторов Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Музыка – зеркало эпохи Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена. Музыкальный образ Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Золотой век русской культуры Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. РимскогоКорсакова и др.). История страны и народа в музыке русских композиторов Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.). Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА» Камерная музыка Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма. Циклические формы и жанры Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. 7 класс Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА» Музыка — древнейший язык человечества Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.). Музыкальный фольклор народов Европы Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Музыкальная драматургия Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА» Музыка и театр Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии Музыка кино и телевидения Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке) Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА» Симфоническая музыка Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Модуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ» Храмовый синтез искусств Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Развитие церковной музыки Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Музыкальные жанры богослужения Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение. 8 класс Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ» Семейный фольклор Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания. Наш край сегодня Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА» Театральные жанры Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Русский балет Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Русская музыка – взгляд в будущее Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и др.). Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА» Музыкальный стиль Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.). Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ» Джаз Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Мюзикл Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера и др.). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ) Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. 5 класс Модуль «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины. Модуль «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. 6 класс Модуль «Народное музыкальное творчество России»: определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны. Модуль «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. 7 класс Модуль «Музыка народов мира»: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров). Модуль «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения. 8 класс Модуль «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины. Модуль «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров. Модуль «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Тематическое планирование предмета «Музыка» 5_ класс № п/п Тема/раздел Количество часов Деятельность воспитания учителя с учетом рабочей программы 1.1 1.2 Фольклор —народное творчество Календарный фольклор 5 3 -воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом; -формирование у обучающихся таких личностных качеств, как старание, внимательность, добросовестность, организованность, целеустремлённость 2.1 Образы родной земли 6 2.2 Русская исполнительская школа 1 -воспитание любви к Родине; -выявление, поддержка и развитие творческих способностей, обучающихся через приобщение к искусству в целом; -воспитание образного мышления, приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры; -воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе 3.1 Национальные истоки классической музыки Музыкант и публика 8 -приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, 3.2 2 4.1 Музыка и литература 5 4.2 Музыка и живопись 4 Итого 34 воспитание у обучающихся гражданских качеств, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей; - формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации, долгу; - формирование основы национального самосознания -воспитание уважения к народной культуре разных стран; -формирование активной жизненной позиции. создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического здоровья обучающихся; –формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. № Наименование п/п разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы Репертуар Дата изучения Виды деятельности практические работы для слушания для пения для музицирования Веснянки, колядки, масленичные песни со Русская народная 05.09.2022 Знакомство 03.10.2022 звучанием песня фольклорных «Бородино», сл. М. образцов в аудио- и Лермонтова, В. видеозаписи. Кикта. «Мой край Определение на тополиный»(сл. И. слух: ; Векшегоновой); принадлежности к Н. Римскийнародной или Корсаков. композиторской Опера«Снегуроч музыке; ; ка» исполнительского ("Проводы состава Масленицы) (вокального, инструментального, смешанного); ; жанра, основного настроения, характера музыки.; Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный опрос; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/ Устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/start/298442/ Модуль 1. Музыка моего края 1.1. Фольклор — народное творчество 5 0 1 Народные музыкальные произведения России, М. И. Глинка. Камаринская 1.2. Календарный фольклор 3 0 0 10.10.2022 Знакомство Н. Римский- Осенние песни, В. Гаврилин. с Корсаков. Опера обрядовые песни «Перезвоны». По 24.10.2022 символикой на Троицу прочтении В. календарных «Снегурочка» Шукшина обрядов, поиск (хороводная (симфонияинформации о песня«А мы просо действо для соответствующих сеяли»); Кубанский солистов, хора, фольклорных казачий хор. гобоя и ударных); традициях.; «Распрягайте, Г. Свиридов. хлопцы, коней»; Кантата "Снег детский идет"; К. Волков. фольклорный Кантата "Тихая ансамбль моя Родина..." «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. «Вдоль по улице широкой» Итого по модулю 8 Модуль 2. Русская классическая музыка 2.1. Образы родной земли 6 0 0 Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»(«Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс»,«Пасторал ь», «Военный марш»,«Венчание»); П. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке»,«Баркарола» ); М. Мусоргский. Опера (вступление); С. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 1; Н. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка" (Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), М. Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки». Д. Кабалевский. «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!») С. В. Рахманинов. 31.10.2022 Повторение, Устный 05.12.2022 обобщение Поэма опыта опрос; "Колокола", слушания, Кантата проживания, «Александр анализа музыки Невский» русских ("Вставайте, люди композиторов, русские"), С. полученного в Рахманинов. начальных классах. «Вокализ», Н. Выявление Римскиймелодичности, Корсаков. широты дыхания, Романс«Горные интонационной вершины» (ст. М. близости русскому Лермонтова); А. фольклору.; Рубинштейн. Рисование по мотивам Романс «Горные вершины» (ст. М. прослушанных Лермонтова) музыкальных произведений.; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/start/255279/ 2.2. Русская исполнительская школа 1 0 0 А. Варламов. «Горные вершины»(сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан»(сл. Г. Цыганова); М. Глинка. Романс "Жаворонок"; М. Глинка. «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова) С. Рахманинов. Романс «Сирень»(сл. Е. Бекетовой) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/ Итого по модулю 7 Модуль 3. Европейская классическая музыка 12.12.2022 Слушание одних и Устный тех же опрос; произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации.; Создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений.; 3.1. Национальные истоки классической музыки 8 0 0 3.2. Музыкант и публика 2 0 1 Фортепианные миниатюры из сборников «Лирические пьесы», песни «Лебедь», «Избушка», «Люблю тебя!», «Сердце поэта», две сюиты к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром Тематический песенный репертуар Тематический В.Моцарт «Маленькая ночная песенный серенада» (Рондо). репертуар Фрагменты из оперы «Волшебная флейта»; Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). В. Моцарт. 20.12.2022 Знакомство с Устный Фантазия для 13.02.2023 образцами музыки опрос; разных жанров, фортепиано до типичных для минор. Фантазия для фортепиано ре рассматриваемых минор. Соната до национальных мажор (эксп. Ι ч.). стилей, творчества Ф.Шопен изучаемых Вальс № 7 (до композиторов.; диез минор). Музыкальная Вальс № 10 (си викторина на минор); И. Бах. знание музыки, Маленькая названий и авторов прелюдия для изученных органа соль произведений.; минор (обр. для Просмотр ф-но Д.Б. художественных и Кабалевского); Л. документальных Бетховен. Соната№ фильмов о 14 («Лунная») творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе.; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7422/start/255314/ Произведения Ф.Листа, Н Паганини, Ф.Шопена https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/start/305962/ 20.02.2023 Знакомство с Практическая работа; 27.02.2023 образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих музыкантов — как любимцев публики, так и непóнятых современниками.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания; Итого по модулю 10 Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства 4.1. Музыка и литература 5 1 0 С. Прокофьев. Тематический песенный Кантата репертуар «Александр Невский» (Ледовое побоище); П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»; М. Мусоргский. Опера«Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами); А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.); К. Волков. Кантата "Слово" 4.2. Музыка и живопись 4 1 0 Тематический Д. Каччини. Ave песенный Maria; Ф. Шуберт. репертуар Ave Maria (сл. В. Скотта); В. Моцарт. Мотет «Ave, verum corpus», С. Прокофьев. Фортепианные миниатюры «Мимолетности», И.С. Бах. Органная прелюдия Сольминор; С. В. Рахманинов “Богородица Дева, радуйся” П. И. Чайковский. 10.04.2023 Знакомство с Письменный контроль; "Вальс цветов"; образцами М. П. вокальной и Мусоргский. инструментальной музыки.; «Картинки с Рисование образов выставки»; программной Музыка к драме Г. Ибсена «Пер музыки.; Гюнт» ("Утро"); Музыкальная А. Вивальди. викторина на знание музыки, Цикл концертов названий и авторов для скрипки соло, изученных струнного произведений; квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»), С. Рахманинов. Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). "Островок"; Народная песня "Вот мчится тройка удалая"; Л. Бетховен. Соната№ 14 («Лунная»); П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» (Хор девушек "Девицы, К. Дебюсси. 18.04.2023 Знакомство с Письменный контроль; 16.05.2023 музыкальными «Бергамасская сюита» («Лунный произведениями программной свет»); А. Н. музыки. Выявление Скрябин. интонаций "Прометей"; А. К. изобразительного Лядов характера.; "Волшебное озеро", Греческий распев XVII в. "Богородице Дево, радуйся»; П. И. Чайковский. «Богородице Дево, радуйся!» https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/start/255185/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/ Итого по модулю 9 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 2 6_ класс Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Виды деятельности Модуль 1. Народное музыкальное творчество России Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания 1.1 Россия – наш общий дом. 5 0 2 Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвящённого данной теме; Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра. 1.2 Фольклор в 3 творчестве профессиональн ых композиторов. 0 1 Сравнение Устный аутентичного звучания опрос. фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке. Разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке. Итого по модулю: 8 0 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». 3 Модуль 2. Русская классическая музыка https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7166/start/254667/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7167/start/254442 -воспитание творческого потенциала и формирование высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом -воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом; https://resh.edu.ru/subject/lesson/ -создание условий 7165/start/291944/ для сохранения и укрепления нравственности; –формирование понимания значимости здоровья для самоутверждения. 2.1 Золотой век русской культуры. 3 0 1 Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композиторомклассиком. 2.2 История страны и народа в музыке русских композиторов. 4 0 1 Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса. 7 0 2 Итого по модулю: https://resh.edu.ru/subject/lesson/ -формирование у Устный 7163/start/254346/ опрос; обучающихся таких Самооценка с личностных качеств, использовани как старание, ем внимательность, «Оценочного добросовестность, организованность, листа». целеустремлённость; -воспитание любви к Родине Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/lesson/ -приобщение к социальным использовани 7168/start/315709/ ценностям – патриотизму, ем гражданственности, «Оценочного исторической памяти, листа». долгу; - формирование основы национального самосознания Модуль 3. Европейская классическая музыка 3.1 3.2 Музыка – зеркало эпохи. Музыкальный образ. Итого по модулю: 7 0 3 3 0 1 10 0 4 Знакомство с образцами полифонической и гомофонногармонической музыки. Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации. Устный опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». Модуль 4. Жанры музыкального искусства https://resh.edu.ru/subject/lesson/ -воспитание уважения к 7169/start/308396/ народной культуре разных https://resh.edu.ru/subject/lesson/ стран; 7162/start/254378/ -формирование активной жизненной позиции; -воспитание образного мышления, https://resh.edu.ru/subject/lesson/ приобщение обучающихся к 7164/start/315677/ мировой сокровищнице художественной культуры; 4.1 4.2 Камерная музыка. Циклические формы и жанры. 3 6 0 0 1 2 Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд. Устный опрос. Знакомство с циклом миниатюр; Определение принципа, основного художественного замысла цикла. Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». https://resh.edu.ru/subject/lesson/ -воспитание образного 7173/start/254410/ мышления, приобщение https://resh.edu.ru/subject/lesson/ обучающихся к мировой 7174/start/315914/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7172/start/315948/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7175/start/315980/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7171/start/292008/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7176/start/281849/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7177/start/302987/ Итого по модулю: 9 0 3 34 0 12 Резерв: Общее количество часов по программе: сокровищнице художественной культуры; -воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе - воспитание у обучающихся гражданских качеств, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей; - формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации 7_ класс Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Модуль 1. Музыка народов мира 1.1 Музыка – древнейший язык человечества. 5 0 2 Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации. Самооценка с https://www.youtube.com/watch? -воспитание творческого v=M9Opg0Zy2NA&t=9s потенциала и формирование использование высоконравственной м личности через приобщение «Оценочного к искусству в целом листа». 1.2 Музыкальный фольклор народов Европы. Итого по модулю: 3 0 1 8 0 3 Выявление общего и Устный опрос. https://www.youtube.com/watch? -выявление, v=j2qskSJ7O1I особенного при поддержка и развитие сравнении изучаемых творческих способностей образцов европейского обучающихся фольклора и фольклора народов России. Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки 2.1 Храмовый 3 синтез искусств. 0 1 Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных Устный опрос; https://www.youtube.com/watch? -воспитание любви к Самооценка с v=FvMONJXDuZ0&t=8s Родине; использование м «Оценочного -приобщение к социальным листа». ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; - формирование основы национального самосознания проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства. 2.2 Музыкальные жанры богослужения. Итого по модулю: 4 0 1 7 0 2 Слушание духовной музыки. Определение на слух: состава исполнителей, типа фактуры (хоральный склад, полифония), принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции. Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/lesson/ -воспитание образного использование 3170/start/ мышления, м приобщение обучающихся «Оценочного к мировой сокровищнице листа». художественной культуры; Модуль 3. Европейская классическая музыка 3.1 Музыкальный образ. 5 0 2 Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, композиторовромант иков, сравнение образов их произведений. Сопереживание Устный опрос; -воспитание уважения к Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/lesson/ народной культуре разных стран; использование 3176/start/ м -формирование активной «Оценочного жизненной позиции листа». музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения. Итого по модулю: 5 0 2 Модуль 4. Жанры музыкального искусства 4.1 Симфоническая 5 музыка. Итого по модулю: 5 0 2 0 2 Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической четырехчастной симфонии. Самооценка с использование м «Оценочного листа». https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3181/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3185/start/ -воспитание любви к Родине; -воспитание образного мышления, приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры; -воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства 5.1 Музыка и театр. 3 0 1 Знакомство образцами музыки, с Устный опрос. - воспитание у https://resh.edu.ru/subject/lesson/ обучающихся 3248/start/ гражданских качеств, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра. 5.2 Музыка кино и телевидения. Итого по модулю: 6 0 2 9 0 3 34 0 12 Резерв: Общее количество часов по программе: Разучивание, исполнение песни из фильма. https://resh.edu.ru/subject/lesson/ представлять и защищать 3250/start/ свои интересы, уважая интересы и права других людей; - формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов Самооценка с самореализации использование https://resh.edu.ru/subject/lesson/ -создание условий 3179/start/ м для сохранения и «Оценочного укрепления нравственности; листа». –формирование понимания значимости здоровья для самоутверждения. 8_ класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Виды деятельности Виды, формы контроля Модуль 1. Музыка моего края Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания 1.1 1.2 Семейный фольклор. 5 Наш край сегодня. 3 Итого по модулю: 8 0 2 0 1 0 3 Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов. Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов. Устный опрос. https://www.youtube.com/watch ?v=PWbKoIrChttps://www.you tube.com/watch?v=PWbKoIr C-hE&t=5shE&t=5s https://infourok.ru/prezentaciyapo-muzikenahttps://infourok.ru/prezentac iya-po-muzike-na-temusemeynobitovoy-folklor3817834.htmltemu- -воспитание творческого потенциала и формирование высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом semeynobitovoy-folklor3817834.html Модуль 2. Жанры музыкального искусства -приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; - формирование основы национального самосознания 2.1 Театральные жанры. 4 0 1 Различение, определение на слух: тембров голосов оперных певцов, оркестровых групп, тембров инструментов, типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.). Устный опрос; Самооценка с использование м «Оценочного листа». https://resh.edu.ru/subject/lesson/ -воспитание любви к 3193/start/ Родине; https://resh.edu.ru/subject/lesson/ -выявление, 3190/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3412/start/ поддержка и развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к искусству Итого по модулю: 4 0 1 Модуль 3. Русская классическая музыка 3.1 Русский балет. 4 0 1 Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом. -воспитание образного Устный опрос; мышления, Самооценка с https://resh.edu.ru/subject/lesson/ использование приобщение обучающихся к м 3192/start/ мировой сокровищнице «Оценочного https://resh.edu.ru/subject/lesson/ художественной культуры; листа». 3188/start/ Итого по модулю: 4 0 1 -воспитание уважения к народной культуре разных стран; Модуль 4. Европейская классическая музыка 4.1 Музыкальный стиль. Итого по модулю: 5 0 1 5 0 1 Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи и т. д.). Самооценка с -формирование активной использование https://resh.edu.ru/subject/lesson/3 жизненной позиции м «Оценочного 355/start/ листа». Модуль 5. Русская классическая музыка 5.1 Русская музыка – взгляд в будущее. Итого по модулю: 5 5 0 0 2 Знакомство с музыкой Устный опрос. -приобщение к социальным https://resh.edu.ru/subject/lesson/3 отечественных ценностям – патриотизму, 411/start/ композиторов XX века, гражданственности, эстетическими и исторической памяти, долгу; технологическими - формирование основы идеями по расширению национального самосознания возможностей и средств музыкального искусства. 2 Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления 6.1 6.2 Джаз. Мюзикл. Итого по модулю: 4 5 0 0 2 2 9 0 4 35 0 12 Резерв: Общее количество часов по программе: Разучивание, исполнение одной из «вечнозелёных» джазовых тем. Элементы ритмической и вокальной импровизации на её основе. Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ. Устный опрос. https://www.youtube.com/watch - воспитание у обучающихся гражданских качеств, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей; - формирование позитивной самооценки, самоуважения, https://resh.edu.ru/subject/lesson/ конструктивных способов Устный опрос; 3405/start/ самореализации Самооценка ?v=pY7t8gPjftk https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3187/start/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА: Музыка, 5 класс /Сергеева «Просвещение»; 2019. Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство Музыка, 6 класс /Сергеева «Просвещение»; 2019. Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство Музыка, 7 класс /Сергеева «Просвещение»; 2019. Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство Музыка, 8 класс /Сергеева «Просвещение»; 2019. Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019. Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 230 г. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7-8 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 331 г. 3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru 5. Российская Электронная Школа МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент, музыкальный центр. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: Интерактивная доска, музыкальный центр. компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент, ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды, формы контроля Модуль 1. Музыка моего края 1. Музыка — отражение жизни народа 1 0 0 Устный опрос; 2. Богатство и разнообразие фольклорных традиций 1 0 0 Устный опрос; 3. Фольклор в музыке русских 1 композиторов. 0 0 Устный опрос; 4. Песня как жанр музыкальнолитературного творчества. 1 0 1 Устный опрос; исполнение песенного репертуара; 5. Как рождается народная песня. Певческие голоса. 1 0 0 Устный опрос; 6. Народный хор. 7. Образ Родины музыкальных произведениях. 8. Календарный фольклор. 1 0 0 Устный опрос; в1 0 0 Устный опрос; 1 0 0 Устный опрос; Модуль 2. Русская классическая музыка Образы родной земли. Писатели и поэты о русской музыке. 1 0 0 Устный опрос; 10. Отвага и героизм, воспетые в искусстве. 1 0 0 Устный опрос; 11. Традиции и новаторство в творчестве русских композиторов. 1 0 0 Устный опрос; 12. Колокольность. Вариации колокольного звона. 1 0 0 Устный опрос; 13. Вокальная музыка отечественных композиторов. 1 0 0 Устный опрос; 14. Поэтическое романса. 1 0 0 Устный опрос; 9. звучание 15. Композитор, слушатель. исполнитель, 1 0 0 Устный опрос; Модуль 3. Европейская классическая музыка 16. Национальные истоки классической музыки. Творчество Ф. Шопена. 1 0 0 Устный опрос; 17. Национальные истоки классической музыки. Творчество Э. Грига. 1 0 0 Устный опрос; о1 0 0 Устный опрос; 19. Значение и роль композитора— 1 основоположника национальной классической музыки 0 0 Устный опрос; 20. Характерные элементы языка жанры, образы, 1 музыкального 0 0 Устный опрос; 21. Кумиры публики (на примере 1 творчества В. А. Моцарта) 0 0 Устный опрос; 22. Кумиры публики (на примере 1 творчества Н. Паганини, Ф. 0 0 Устный опрос; 1 0 0 Устный опрос; 24. Музыкант и публика. Миссия 1 композитора и исполнителя 0 0 Устный опрос; 25. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня 0 1 Письменный контроль; рисунок к музыке; 18. Писатели и поэты западноевропейской музыке. Листа) 23. Понятие исполнения. талант виртуозного Музыкальный 1 Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства 26. Единство слова и музыки в вокальных жанрах. 1 0 0 Устный опрос; 27. Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке 1 0 0 Устный опрос; 28. Картины исторических событий в музыке. 1 0 0 Устный опрос; 29. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. 1 1 0 Практическая работа; 30. Небесное и земное в звуках и красках. 1 0 0 Устный опрос; 31. Интерпретации в музыке изобразительном искусстве. и 1 0 0 Устный опрос; 32. Импрессионизм в музыке живописи. Цветовая гамма звуковая палитра. и 1 и 0 0 Устный опрос; 1 0 0 Устный опрос; 34. Урок-викторина на знание 1 музыки, названий и авторов изученных произведений 1 0 Письменный контроль; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 34 ПРОГРАММЕ 2 2 33. Гармония скульптура, музыка. и синтез: архитектра, 6 класс № Тема урока Дата проведения урока п/п по плану Модуль 1. Народное музыкальное творчество России 1 Образы романсов и песен русских композиторов. 2 Два музыкальных посвящения. 3 Портрет в музыке и живописи. 4 "Уноси моё сердце в звенящую даль..." 5 Музыкальный образ и мастерство исполнителя. 6 Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. 7 Песня в свадебном обряде. по факту Приложение к РП учебного предмета «Музыка» Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 8 классе Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Модуль 2. Русская классическая музыка 9 Народное искусство Древней Руси. 10 Русская духовная музыка. 11 Духовный концерт. 12 "Фрески Софии Киевской". Орнамент. 13 Сюжеты и образы фресок. 14 "Перезвоны". 15 Молитва. Модуль 3. Европейская классическая музыка 16 "Небесное и земное" в музыке Баха. 17 Образы скорби и печали. 18 Фортуна правит миром. 19 Песни вагантов. 20 Песни Булата Окуджавы. 21 Спиричуэл и блюз. 22 Джаз - музыка лёгкая или серьёзная? 23 Искусство прекрасного пения. 24 "Старинной песни мир". 25 Баллада. "Лесной царь". Модуль 4. Жанры музыкального искусства 26 Могучее царство Шопена. 27 "Метель". Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. 28 Ночной пейзаж. Космический пейзаж. 29 Инструментальный концерт. 30 "В печали весел, а в веселье печален". 31 Программная увертюра. 32 Мир музыкального театра. 33 Опера "Орфей и Эвридика". Рок-опера "Орфей и Эвридика". 34 Образы киномузыки. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 7 класс № Тема урока Дата проведения урока п/п по плану Модуль 1. Музыка народов мира 1 Классика и современность. 2 В музыкальном театре. Опера. 3 В музыкальном театре. Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». 4 В музыкальном театре. Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». 5 В музыкальном театре. Опера. 6 В музыкальном театре. Балет. 7 В музыкальном театре. Балет Б. Тищенко «Ярославна» 8 Героическая тема в русской музыке. Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки 9 В музыкальном театре. 10 В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс» 11 В музыкальном театре. Опера Ж. Бизе «Кармен». 12 В музыкальном театре. «Кармен – сюита» Р.К. Щедрина. по факту Приложение к РП учебного предмета «Музыка» Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 13 классе В музыкальном театре. 14 Сюжеты и образы духовной музыки. 15 Сюжеты и образы духовной музыки. Творчество И.С. Баха. Модуль 3. Европейская классическая музыка 16 Сюжеты и образы Рахманинова. духовной музыки. Творчество С.В. 17 Музыка к драматическому спектаклю. 18 Музыкальная драматургия – развитие музыки. 19 Музыкальная драматургия – развитие музыки. Практическое занятие. 20 Камерная инструментальная музыка. Модуль 4. Жанры музыкального искусства 21 Камерная инструментальная музыка. Этюд. 22 Циклические формы инструментальной музыки. 23 Циклические формы инструментальной музыки. Творчество А.Шнитке. 24 Циклические формы инструментальной музыки. Творчество Л. Бетховена. 25 Циклические формы инструментальной музыки. Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства 26 Симфоническая музыка. 27 Симфоническая музыка. Й.Гайдн «Симфония №103». 28 Симфоническая музыка. В.А. Моцарт «Симфония №40». 29 Симфоническая музыка. С.С. Прокофьев «Симфония №1» 30 Симфоническая музыка. Л. Бетховен «Симфония №5» 31 Инструментальный концерт. 32 Инструментальный концерт. Творчество А.И. Хачатуряна. 33 Инструментальный концерт. Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз». 34 Музыка народов мира. Пусть музыка звучит. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 8 класс № Тема урока Дата проведения урока п/п по плану Модуль 1. Музыка моего края 1 Искусство вокруг нас. 2 Художественный образ – стиль – язык. 3 Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. 4 Искусство рассказывает о красоте 5 Зримая музыка. 6 Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Портрет в искусстве России. Как начиналась галерея. 8 Портрет в искусстве России. Как начиналась галерея. Практическое занятие. Модуль 2. Жанры музыкального искусства 7 9 Музыкальный портрет. 10 Портрет композитора в литературе и кино. 11 Мир в зеркале искусства. 12 Роль искусства в сближении народов. Модуль 3. Русская классическая музыка 13 Роль искусства в сближении народов. Практическое занятие. по факту Приложение к РП учебного предмета «Музыка» Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 14 Искусство - проводник духовной энергии. классе 15 Художественные послания предков. 16 Символы в жизни и искусстве. Модуль 4. Европейская классическая музыка 17 Музыкально-поэтическая символика огня. 18 Что есть красота. 19 Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. 20 Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка 21 Есть ли у красоты свои законы. Модуль 5. Русская классическая музыка 22 Всегда ли люди одинаково понимали красоту. 23 Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Практическое занятие. 24 Великий дар творчества: радость и красота созидания. 25 Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. 26 Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. Практическое занятие. Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления 27 Преобразующая сила искусства. 28 Преобразующая сила искусства. Практическое занятие. 29 Особенности искусства народов России. 30 Искусство XXвека. 31 Искусство XXвека. Практическое занятие. 32 Поиски новых средств выразительности. 33 Поиски новых средств выразительности. Практическое занятие. 34 Современные стили и направления развития искусства 35 Искусство и технический прогресс. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 35