МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ учебного курса «Вероятность и статистика» для 7-8 класса основного общего образования п. Энергетик 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА" Предмет "Вероятность и статистика" является разделом курса "Математика". Рабочая программа по предмету "Вероятность и статистика" для обучающихся 7-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 7—9 классах изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю в течение каждого года обучения, всего 102 учебных часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА" 7 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. 8 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с по мощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 9 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики. Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли». Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного предмета «Вероятность и статистика», как раздела курса "Математики" должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также вы- двигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставлен- ной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» характеризуются следующими умениями. 7 КЛАСС Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости. 8 КЛАСС Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. 9 КЛАСС Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания. Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы 1 0 0 Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ Раздел 1. Представление данных 1.1. Представление данных в таблицах. https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 1.2. Практические вычисления по табличным данным. 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 1.3. Извлечение и интерпретация табличных данных. 0.5 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 1.4. Практическая работа «Таблицы». 0.5 0 0.5 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 1.5. Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Устный опрос; Тестирование; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 1.6. Чтение и построение диаграмм. 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 1.7. Примеры демографических диаграмм. 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 1.8. Практическая работа «Диаграммы» 1 0 1 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru Итого по разделу 7 Раздел 2. Описательная статистика 2.1. Числовые наборы. 0.5 0 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 2.2. Среднее арифметическое. 0.5 0 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана; Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 2.3. Медиана числового набора. 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана; Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы; Устный опрос; Тестирование; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 2.4. Устойчивость медианы. 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана; Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы; Решать задачи; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 2.5. Практическая работа «Средние значения». 1 0 1 Решать задачи; Изучать свойства средних, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практических работ; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 2.6. Наибольшее и наименьшее значения числового набора. 2 0 0 Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах; Устный опрос; Тестирование; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 2.7. Размах. 2 1 0 Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах; Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru Итого по разделу 8 Раздел 3. Случайная изменчивость 3.1. Случайная изменчивость (примеры). 1 0 0 Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 3.2. Частота значений в массиве данных. 1 0 0 Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 3.3. Группировка. 1 0 0 Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки; Устный опрос; Тестирование; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 3.4. Гистограммы. 1 0 0 Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 3.5. Практическая работа «Случайная изменчивость» 1 0 1 Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru Итого по разделу: 5 Раздел 4. Введение в теорию графов 4.1. Граф, вершина, ребро. 0.5 0 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 4.2. Представление задачи с помощью графа. 0.5 0 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 4.3. Степень (валентность) вершины. 0.5 0 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 4.4. Число рёбер и суммарная степень вершин. 0.5 0 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 4.5. Цепь и цикл. 0.25 0 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 4.6. Путь в графе. 0.25 0 0 Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 4.7. Представление о связности графа. 1 0 0 Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф; Решать задачи на поиск суммы степеней вер- шин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 4.8. Обход графа (эйлеров путь). 0.5 0 0 Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф; Решать задачи на поиск суммы степеней вер- шин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 4.9. Представление об ориентированных графах. 1 0 0 Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф; Решать задачи на поиск суммы степеней вер- шин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах; Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru Итого по разделу: 5 Раздел 5. Вероятность и частота случайного события 5.1. Случайный опыт и случайное событие. 1 0 0 Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 5.2. Вероятность и частота события. 1 0 0 Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 5.3. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. 1 0 0 Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных); Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 5.4. Монета и игральная кость в теории вероятностей. 0.5 0 0 Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 5.5. Практическая работа «Частота выпадения орла» 0.5 0 0.5 Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru Итого по разделу: Раздел 6. Обобщение, контроль 4 6.1. Представление данных. 1 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 6.2. Описательная статистика. 2 0 0 Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Устный опрос; Тестирование; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru 6.3. Вероятность случайного события. 2 1 0 Обсуждать примеры случайных событий, мало вероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни чело века; Письменный контроль; Контрольная работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarova-l-visockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html https://educont.ru Итого по разделу: 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 4 8 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы 0.5 0 0 Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Устный опрос; Письменный контроль; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html Раздел 1. Повторение курса 7 класса 1.1. Представление данных. http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ 1.2. Описательная статистика. 0.5 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Устный опрос; Письменный контроль; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 1.3. Случайная изменчивость. 0.5 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ 1.4. Средние числового набора. 0.5 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ 1.5. Случайные события. 0.5 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ 1.6. Вероятности и частоты. 0.5 0 0 Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ 1.7. Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость 2 1 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Устный опрос; Контрольная работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ Итого по разделу 5 Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание данных https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 2.1. Отклонения. 0.5 0 0 Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных; Устный опрос; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 2.2. Дисперсия числового набора. 0.5 0 0.5 Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных; Практическая работа; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 2.3. Стандартное отклонение числового набора. 1 0 0 Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 2.4. Диаграммы рассеивания 1 0 0 Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания; Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера; Устный опрос; Письменный контроль; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html Итого по разделу 3 Раздел 3. Множества 3.1. Множество, подмножество. 0.5 0 0 Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество; Устный опрос; https://pandia.ru/text/80/137/17839-6.php 3.2. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. 0.5 0 0 Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; Письменный контроль; https://pandia.ru/text/80/137/17839-6.php 3.3. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. 1 0 0 Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное, включения; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://pandia.ru/text/80/137/17839-6.php 3.4. Графическое представление множеств. 2 0 0 Использовать графическое представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов; Устный опрос; Тестирование; https://pandia.ru/text/80/137/17839-6.php Итого по разделу: 4 Раздел 4. Вероятность случайного события 4.1. Элементарные события. 0.5 0 0 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события; Устный опрос; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 4.2. Случайные события. 0.5 0 0 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события; Письменный контроль; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 4.3. Благоприятствующие элементарные события. 0.5 0 0 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события; Устный опрос; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 4.4. Вероятности событий. 0.5 0 0 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события; Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 4.5. Опыты с равновозможными элементарными событиями. 0.5 0 0 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события; Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера; Устный опрос; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 4.6. Случайный выбор. 2.5 1 0 Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта; Устный опрос; Контрольная работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 4.7. Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями» 1 0 1 Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера; Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы; Практическая работа; http://www.myshared.ru/slide/828179/ Итого по разделу: 6 Раздел 5. Введение в теорию графов 5.1. Дерево. 0.5 0 0 Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева; Устный опрос; https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnyeponyatiya-teorii-grafov 5.2. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. 0.5 0 0 Изучать свойства дерева: существование висячей вершины, единственность пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер; Письменный контроль; https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnyeponyatiya-teorii-grafov 5.3. Правило умножения. 3 0 0,5 Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила умножения; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnyeponyatiya-teorii-grafov Итого по разделу: Раздел 6. Случайные события 4 6.1. Противоположное событие. 0.5 0 0 Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 6.2. 6.3. 6.4. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. 0.5 0.5 0.5 0 0 0 0 0 0 Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события; Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей); Письменный контроль; Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события; Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей; Устный опрос; Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 6.5. 6.6. 6.7. Формула сложения вероятностей. Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. 1 0.5 0.5 0 0 0 0 0 0 Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей); Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей; Устный опрос; Письменный контроль; Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события; Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта; Устный опрос; Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта; Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ 6.8. Независимые события. 1 0 0 Изучать свойства (определения) независимых событий; Решать задачи на определение и использование независимых событий; Устный опрос; Письменный контроль; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/5ecef2c5-319211dd-bd11-0800200c9a66/view/ https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 6.9. Представление случайного эксперимента в виде дерева. Итого по разделу: 3 0 0.5 Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта; Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта; Устный опрос; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 8 Раздел 7. Обобщение, контроль 7.1. Представление данных. 0.5 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Устный опрос; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 7.2. Описательная статистика. 0.5 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Письменный контроль; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 7.3. Графы. 1 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи с применением графов; Устный опрос; Письменный контроль; https://skysmart.ru/articles/mathematic/osnovnyeponyatiya-teorii-grafov 7.4. Вероятность случайного события. 1 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями; Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта; Устный опрос; Письменный контроль; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html 7.5. Элементы комбинаторики. 1 1 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля; Контрольная работа; https://obuchalka.org/2011110661505/teoriyaveroyatnostei-i-statistika-turin-u-n-makarov-a-lvisockii-i-r-yaschenko-i-v-2004.html Итого по разделу: 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3