Учебного предмета «АЛГЕБРА» Для 7-9 классов п. Энергетик 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 7-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным образом является реализацией деятельностного принципа обучения. В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»; «Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретикомножественный язык. В связи с этим целесообразно включить в программу некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса «Алгебра» является его интегрированный характер. Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к старшему звену общего образования. Содержание двух алгебраических линий — «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимого для решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики — словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 7—9 классах изучается учебный курс «Алгебра», который включает следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции». Учебный план на изучение алгебры в 7—9 классах отводит не менее 3 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего за три года обучения — не менее 306 учебных часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" 7 КЛАСС Числа и вычисления Рациональные числа. Дроби обыкновенные и десятичные, переход от одной формы записи дробей к другой. Понятие рационального числа, запись, сравнение, упорядочивание рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Решение задач из реальной практики на части, на дроби. Степень с натуральным показателем: определение, преобразование выражений на основе определения, запись больших чисел. Проценты, запись процентов в виде дроби и дроби в виде процентов. Три основные задачи на проценты, решение задач из реальной практики. Применение признаков делимости, разложение на множители натуральных чисел. Реальные зависимости, в том числе прямая и обратная пропорциональности. Алгебраические выражения Переменные, числовое значение выражения с переменной. Допустимые значения переменных. Представление зависимости между величинами в виде формулы. Вычисления по формулам. Преобразование буквенных выражений, тождественно равные выражения, правила преобразования сумм и произведений, правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых. Свойства степени с натуральным показателем. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Разложение многочленов на множители. Уравнения Уравнение, корень уравнения, правила преобразования уравнения, равносильность уравнений. Линейное уравнение с одной переменной, число корней линейного уравнения, решение линейных уравнений. Составление уравнений по условию задачи. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Система двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений способом подстановки. Примеры решения текстовых задач с помощью систем уравнений. Координаты и графики. Функции Координата точки на прямой. Числовые промежутки. Расстояние между двумя точками координатной прямой. Прямоугольная система координат, оси Ox и Oy. Абсцисса и ордината точки на координатной плоскости. Примеры графиков, заданных формулами. Чтение графиков реальных зависимостей. Понятие функции. График функции. Свойства функций. Линейная функция, её график. График функции y= IхI. Графическое решение линейных уравнений и систем линейных уравнений. 8 КЛАСС Числа и вычисления Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа. Алгебраические выражения Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование. Уравнения и неравенства Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Функции Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций. График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y = x², y = x³, у=√х, y= IхI. Графическое решение уравнений и систем уравнений. 9 КЛАСС Числа и вычисления Рациональные числа, иррациональные числа, конечные и бесконечные десятичные дроби. Множество действительных чисел; действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Взаимно однозначное соответствие между множеством действительных чисел и координатной прямой. Сравнение действительных чисел, арифметические действия с действительными числами. Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего мира, длительность процессов в окружающем мире. Приближённое значение величины, точность приближения. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Уравнения и неравенства Уравнения с одной переменной. Линейное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к линейным. Квадратное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратное уравнение. Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней разложением на множители. Решение дробно-рациональных уравнений. Решение текстовых задач алгебраическим методом. Системы уравнений. Уравнение с двумя переменными и его график. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем двух уравнений, одно из которых линейное, а другое — второй степени. Графическая интерпретация системы уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Неравенства Числовые неравенства и их свойства. Решение линейных неравенств с одной переменной. Решение систем линейных неравенств с одной переменной. Квадратные неравенства. Графическая интерпретация неравенств и систем неравенств с двумя переменными. Функции Квадратичная функция, её график и свойства. Парабола, координаты вершины параболы, ось симметрии параболы. Графики функций: y = kx, y = kx + b, y=k/x. У=√х, y=x³. y = I х I и их свойства. Числовые последовательности Определение и способы задания числовых последовательностей. Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками на координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Алгебра» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Алгебра» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов: 7 КЛАСС Числа и вычисления Находить значения числовых выражений; применять разнообразные способы и приёмы вычисления значений дробных выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. Переходить от одной формы записи чисел к другой (преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную, обыкновенную в десятичную, в частности в бесконечную десятичную дробь). Сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Округлять числа. Выполнять прикидку и оценку результата вычислений, оценку значений числовых выражений. Выполнять действия со степенями с натуральными показателями. Применять признаки делимости, разложение на множители натуральных чисел. Решать практико-ориентированные задачи, связанные с отношением величин, пропорциональностью величин, процентами; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов. Алгебраические выражения Использовать алгебраическую терминологию и символику, применять её в процессе освоения учебного материала. Находить значения буквенных выражений при заданных значениях переменных. Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок. Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности. Осуществлять разложение многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя, группировки слагаемых, применения формул сокращённого умножения. Применять преобразования многочленов для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики. Использовать свойства степеней с натуральными показателями для преобразования выражений. Уравнения и неравенства Решать линейные уравнения с одной переменной, применяя правила перехода от исходного уравнения к равносильному ему. Проверять, является ли число корнем уравнения. Применять графические методы при решении линейных уравнений и их систем. Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя переменными. Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с двумя переменными; пользуясь графиком, приводить примеры решения уравнения. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными, в том числе графически. Составлять и решать линейное уравнение или систему линейных уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат. Координаты и графики. Функции Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам, лучи, отрезки, интервалы; за писывать числовые промежутки на алгебраическом языке. Отмечать в координатной плоскости точки по заданным ко ординатам; строить графики линейных функций. Строить график функции y = I х I. Описывать с помощью функций известные зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность, время, объём работы. Находить значение функции по значению её аргумента. Понимать графический способ представления и анализа информации; извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей. 8 КЛАСС Числа и вычисления Применять понятие арифметического квадратного корня; находить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней. Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10. Алгебраические выражения Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями. Раскладывать квадратный трёхчлен на множители. Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики. Уравнения и неравенства Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными. Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.). Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат. Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства, системы неравенств. Функции Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по её графику. Строить графики элементарных функций вида y = k/x , y = x², y= x³, у=√х, y= IхI; описывать свойства числовой функции по её графику. 9 КЛАСС Числа и вычисления Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа. Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы, выполнять вычисления с иррациональными числами. Находить значения степеней с целыми показателями и корней; вычислять значения числовых выражений. Округлять действительные числа, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений. Уравнения и неравенства Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробнорациональные уравнения. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными и системы двух уравнений, в которых одно уравнение не является линейным. Решать текстовые задачи алгебраическим способом с помощью составления уравнения или системы двух уравнений с двумя переменными. Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.). Решать линейные неравенства, квадратные неравенства; изображать решение неравенств на числовой прямой, записывать решение с помощью символов. Решать системы линейных неравенств, системы неравенств, включающие квадратное неравенство; изображать решение системы неравенств на числовой прямой, записывать решение с помощью символов. Использовать неравенства при решении различных задач. Функции Распознавать функции изученных видов. Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков функций вида: y = kx, y = kx + b, y = k/х, y=a x² + b x + c c, y = x³, у=√х, y = I х I в зависимости от значений коэффициентов;описывать свойства функций. Строить и изображать схематически графики квадратичных функций, описывать свойства квадратичных функций по их графикам. Распознавать квадратичную функцию по формуле, приводить примеры квадратичных функций из реальной жизни, физики, геометрии. Арифметическая и геометрическая прогрессии Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания. Выполнять вычисления с использованием формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов. Изображать члены последовательности точками на координатной плоскости. Решать задачи, связанные с числовыми последовательностями, в том числе задачи из реальной жизни (с использованием калькулятора, цифровых технологий). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов и программы Количество часов 1.1. Понятие рационального 1 числа 1.2. Арифметические действия с рациональными числами. 3 1.3. Сравнение, упорядочивание рациональных 2 тем все го Степень с натуральным 3 показателем. 1.5. Решение основных задач 4 на дроби, проценты из реальной практики. 1.6. Признаки делимости, 4 разложения на множители натуральных чисел. Виды, формы контроля ● Систематизировать и обогащать знания об обыкновенных и десятичных дробях.; ● Сравнивать и упорядочивать дроби, преобразовывая при необходимости десятичные дроби в обыкновенные, обыкновенные в десятичные, в частности в бесконечную десятичную дробь.; ● Применять разнообразные способы и приёмы вычисления значений дробных выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби: заменять при необходимости десятичную дробь обыкновенной и обыкновенную десятичной, приводить выражение к форме, наиболее удобной для вычислений, преобразовывать дробные выражения на умножение и деление десятичных дробей к действиям с целыми числами.; ● Приводить числовые и буквенные примеры степени с натуральным показателем, объясняя значения основания степени и показателя степени, находить значения степеней вида an (a — любое рациональное число, n — натуральное число).; ● Понимать смысл записи больших чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10, применять их в реальных ситуациях.; ● Применять признаки делимости, разложения на множители натуральных чисел.; ● Решать задачи на части, проценты, Устный interurok.ru - видеоуроки по опрос; предметам (рубрика Письменны «Математика») й контроль; контр практи ольны ческие е работы работ ы чисел. 1.4. Виды деятельности 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Устный reshuоge.ru – Образовательный опрос; портал для подготовки к Письменны экзаменам й контроль; Устный www. fipi.ru - методические опрос; рекомендации учителюПисьменны предметнику й контроль; Устный https://math7-vpr.sdamgia.ru – опрос; тренировочные задания для Письменны подготовки к ВПР й контроль; Устный опрос; Письменны й контроль; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Письменны й контроль; https://resh.edu.ru/ 1.7. Реальные зависимости. 1.8. Прямая и обратная 5 пропорциональности Итого по разделу 2.1. пропорции, на нахождение дроби (процента) от величины и величины по её дроби (проценту), дроби (процента), который- составляет одна величина от другой.; ● Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач.; ● Распознавать и объяснять, опираясь на определения, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные зависимости между величинами; приводить примеры этих зависимостей из реального мира, из других учебных предметов.; ● Решать практико-ориентированные задачи на дроби, проценты, прямую и обратную пропорциональности, пропорции; 3 1 Буквенные выражения. Переменные. 1 ● 1 ● 2.3. Допустимые переменных. 2.4. Формулы. значения 1 1 ● ● ● ● 2.5. https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Письменны й контроль; https://resh.edu.ru/ 25 ● 2.2. Устный опрос; Письменны й контроль; Преобразование 4 буквенных выражений, р Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения учебного материала.; Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам.; Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок.; Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности.; Осуществлять разложение многочленов на множители путём вынесения за скобки общего множителя, применения формулы разности квадратов, формул сокращённого умножения.; Применять преобразование многочленов для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.; Знакомиться с историей развития математики; Устный опрос; Письменны й контроль; Устный опрос; Письменны й контроль; https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Письменны й контроль; ● Овладеть алгебраической Устный терминологией и символикой, применять её в опрос; https://resh.edu.ru/ аскрытие скобок и приведение подобных слагаемых. 2.6. Свойства степени натуральным показателем. 2.7. Многочлены. процессе освоения учебного материала.; Письменны ● Находить значения буквенных й контроль; выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам.; ● Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок.; ● Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности.; ● Осуществлять разложение многочленов на множители путём вынесения за скобки общего множителя, применения формулы разности квадратов, формул сокращённого умножения.; ● Применять преобразование многочленов для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.; ● Знакомиться с историей развития математики; с 4 1 1 ● Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения учебного материала.; ● Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам.; ● Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок.; ● Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности.; ● Осуществлять разложение многочленов на множители путём вынесения за скобки общего множителя, применения формулы разности квадратов, формул сокращённого умножения.; ● Применять преобразование многочленов для решения различных задач из Устный опрос; Письменны й контроль; Устный опрос; Письменны й контроль; https://resh.edu.ru/ математики, смежных предметов, из реальной практики.; ● Знакомиться с историей развития математики; 2.8. Сложение, вычитание, 3 умножение многочленов. 2.9. Формулы сокращённого 6 умножения. 2.10. Разложение многочленов множители 5 на 1 • Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения учебного материала.; • Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам.; • Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок.; • Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности.; • Осуществлять разложение многочленов на множители путём вынесения за скобки общего множителя, применения формулы разности квадратов, формул сокращённого умножения.; • Применять преобразование многочленов для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.; • Знакомиться с историей развития математики; Устный опрос; Письменны й контроль; • Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения учебного материала.; • Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам.; • Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок.; • Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности.; https://resh.edu.ru/ Устный опрос; Письменны й контроль; Устный опрос; Письменны й контроль; https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ • Осуществлять разложение многочленов на множители путём вынесения за скобки общего множителя, применения формулы разности квадратов, формул сокращённого умножения.; • Применять преобразование многочленов для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики.; • Знакомиться с историей развития математики; Итого по разделу 27 3.1. Уравнение, правила 2 преобразования уравнения, равносильность уравнений. 3.2. Линейное уравнение с 4 одной переменной, решение линейных уравнений. 3.3. Решение задач помощью уравнений. 3.4. Линейное уравнение с 2 двумя переменными и его график. 3.5. Система двух линейных 3 уравнений с двумя переменными. с 4 ● Решать линейное уравнение с одной переменной, применяя правила перехода от исходного уравнения к равносильному ему более простого вида.; ● Проверять, является ли конкретное число корнем уравнения.; ● Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя переменными.; ● Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с двумя переменными; пользуясь графиком, приводить примеры решения уравнения.; ● Находить решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными.; ● Составлять и решать уравнение или систему уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; 1 • Решать линейное уравнение с одной переменной, применяя правила перехода от исходного уравнения к равносильному ему более простого вида.; • Проверять, является ли конкретное число корнем уравнения.; • Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя переменными.; https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ • Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с двумя переменными; пользуясь графиком, приводить примеры решения уравнения.; • Находить решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными.; • Составлять и решать уравнение или систему уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; 3.6. Решение систем 5 уравнений способом подстановки и способом сложения Итого по разделу: • Решать линейное уравнение с одной переменной, применяя правила перехода от исходного уравнения к равносильному ему более простого вида.; • Проверять, является ли конкретное число корнем уравнения.; • Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя переменными.; • Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с двумя переменными; пользуясь графиком, приводить примеры решения уравнения.; • Находить решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными.; • Составлять и решать уравнение или систему уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; 1 20 4.1. Координата прямой. точки на 2 4.2. Числовые промежутки. ● 2 ● 4.3. Расстояние между двумя 2 точками координатной прямой. 4.4. Прямоугольная система 2 ● Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам, лучи отрезки, интервалы; записывать их на алгебраическом языке.; Отмечать в координатной плоскости точки по заданным координатам; строить графики несложных зависимостей, заданных формулами, в том числе с помощью цифровых лабораторий; Применять, изучать преимущества, https://resh.edu.ru/ координат на плоскости. 4.5. Примеры графиков, 2 заданных формула ми. ● ● ● ● ● 4.6. Чтение графиков 2 реальных зависимостей. 4.7. Понятие функции. 2 4.8. График функции. 2 1 ● ● ● ● ● ● ● ● 4.9. Свойства функций. 2 ● интерпретировать графический способ представления и анализа разнообразной жизненной информации; Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией.; Распознавать линейную функцию y = kx + b, описывать её свойства в зависимости от значений коэффициентов k и b.; Строить графики линейной функции, функции y = I х I.; Использовать цифровые ресурсы для построения графиков функций и изучения их свойств; Приводить примеры линейных зависимостей в реальных процессах и явлениях; https://resh.edu.ru/ Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам, лучи отрезки, интервалы; записывать их на алгебраическом языке.; Отмечать в координатной плоскости точки по заданным координатам; строить графики несложных зависимостей, заданных формулами, в том числе с помощью цифровых лабораторий; Применять, изучать преимущества, интерпретировать графический способ представления и анализа разнообразной жизненной информации; Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией.; Распознавать линейную функцию y = kx + b, описывать её свойства в зависимости от значений коэффициентов k и b.; Строить графики линейной функции, функции y = I х I.; Использовать цифровые ресурсы для построения графиков функций и изучения их свойств; Приводить примеры линейных зависимостей в реальных процессах и явлениях; https://resh.edu.ru/ Изображать на координатной прямой точки, https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 4.10. Линейная функция. 2 4.11. Построение графика 3.1 линейной функции. ● 4.12. График функции y = I х I 1 ● ● ● ● ● ● Итого по разделу: 5.1. соответствующие заданным координатам, лучи отрезки, интервалы; записывать их на алгебраическом языке.; Отмечать в координатной плоскости точки по заданным координатам; строить графики несложных зависимостей, заданных формулами, в том числе с помощью цифровых лабораторий; Применять, изучать преимущества, интерпретировать графический способ представления и анализа разнообразной жизненной информации; Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией.; Распознавать линейную функцию y = kx + b, описывать её свойства в зависимости от значений коэффициентов k и b.; Строить графики линейной функции, функции y = I х I.; Использовать цифровые ресурсы для построения графиков функций и изучения их свойств; Приводить примеры линейных зависимостей в реальных процессах и явлениях; https://resh.edu.ru/ Выбирать, применять оценивать способы сравнения чисел, вычислений, преобразований выражений, решения уравнений.; Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата вычислений, преобразований, построений.; Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов.; Решать текстовые задачи, сравнивать, выбирать способы решения задачи; https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 24 Повторение основных 6 понятий и методов курса 7 класса, обобщение знаний 1 ● ● ● ● Итого по разделу: https://resh.edu.ru/ 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 102 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 8 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Виды деятельности Дата изучения Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа и вычисления. Квадратные корни 1.1. Квадратный корень из числа. 1 0 0 Формулировать определение квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня; Знакомиться с историей развития математики; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1551/start 1.2. Понятие об иррациональном числе. 1 0 0.5 Формулировать определение квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня; Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, используя при необходимости калькулятор; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7239/start/249106/ 1.3. Десятичные приближения иррациональных чисел. 1 0 0 Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, используя при необходимости калькулятор; Оценивать квадратные корни целыми числами и десятичными дробями; Устный опрос; Письменный контроль; https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/deistvitelnye- chisla9092/priblizhennye-znacheniia-po-nedostatku-po- izbytku12434/re-36e4e485-bb64-4eb4-b4ac- b4601b9b5961 1.4. Действительные числа. 1 0 0.5 Применять операцию извлечения квадратного корня из числа, используя при необходимости калькулятор; Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, записанные с помощью квадратных корней; Исследовать свойства квадратных корней, проводя числовые эксперименты с использованием калькулятора (компьютера); Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/4730/start/149073/ 1.5. Сравнение действительных чисел. 1 0 0 Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа, записанные с помощью квадратных корней; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7239/start/249106/ 1.6. Арифметический квадратный корень. 2 0 0.5 Исследовать свойства квадратных корней, проводя числовые эксперименты с использованием калькулятора (компьютера); Выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Выражать переменные из геометрических и физических формул; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1551/start/ 1.7. Уравнение вида x2= a. 1 0 0 Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1973/start/ 1.8. Свойства арифметических квадратных корней. 3 0 0.75 Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2915/start/ 1.9. Преобразование числовых выражений,со держащих квадратные корни 4 1 0.5 Выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Выражать переменные из геометрических и физических формул; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа; https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/funktciiakvadratnogo-kornia-y-x-9098/preobrazovanieirratcionalnykh-vyrazhenii-11017/re-16994afa-6a68-4e8ca8e5-8dfe96131d88 Итого по разделу 15 Раздел 2. Числа и вычисления. Степень с целым показателем 2.1. Степень с целым показателем. 2 0 0.5 Формулировать определение степени с целым показателем; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7242/start/303316/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2576/start/ 2.2. Стандартная запись числа. 1 0 0.25 Представлять запись больших и малых чисел в стандартном виде; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/deistvitelnyechisla-9092/standartnyi-vid-polozhitelnogo-chisla12462/re-b1704c5c-20f2-4a62-aea4-97271b5124ec 2.3. Размеры объектов окружающего мира(от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в окружающем мире. 1 0 Сравнивать числа и величины, записанные с использованием степени 10; Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/4761/conspect/132475/ Свойства степени с целым показателем 3 1 Формулировать, записывать в символической форме и иллюстрировать примерами свойства степени с целым показателем; Применять свойства степени для преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2576/start/ 2.4. 0.5 Итого по разделу 7 Раздел 3./strong>. Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь 3.1. Алгебраическая дробь. 1 0 0.25 Записывать алгебраические выражения; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7267/start/248126/ 3.2. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. 2 0 0.5 Находить область определения рационального выражения; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2907/start/ 3.3. Основное свойство алгебраической дроби. 2 0 0.5 Выполнять числовые подстановки и вычислять значение дроби, в том числе с помощью калькулятора; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1549/start/ 3.4. Сокращение дробей. 2 0 0.5 Выполнять действия с алгебраическими дробями; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1549/start/ 3.5. Сложение, вычитание, умножение иделение 4 алгебраических дробей. 0 0.75 Выполнять действия с алгебраическими дробями; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1231/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1331/ 3.6. Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. 1 0.5 Применять преобразования выражений длярешения задач; Выражать переменные из формул (физических геометрических, описывающих бытовые ситуации); Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1209/ Итого по разделу 4 15 Раздел 4. Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен 4.1. Квадратный трёхчлен. 2 0 0.5 Распознавать квадратный трёхчлен, устанавливать возможность его разложения на множители; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1557/start/ 4.2. Разложение квадратного трёхчлена на множители 3 1 0.5 Раскладывать на множители квадратный трёхчлен с неотрицательным дискриминантом; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1991/start/ Итого по разделу 5 Раздел 5.Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения 5.1. Квадратное уравнение. 1 0 0 Распознавать квадратные уравнения; Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать квадратные уравнения —полные и неполные; 5.2. Неполное квадратное уравнение. 2 0 0.5 Проводить простейшие исследования квадратных уравнений; Знакомиться с историей развития алгебры; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1976/start/ 5.3. Формула корней квадратногоуравнения. 2 0 0.5 Записывать формулу корней квадратного уравнения; решать квадратные уравнения —полные и неполные; Наблюдать и анализировать связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/3137/start/ 5.4. Теорема Виета. 2 0 0.5 5.5. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. 2 0 0.5 Формулировать теорему Виета, а также обратную теорему, применять эти теорем для решения задач; Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с помощью преобразований и заменой переменной; https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/kvadratnyeuravneniia-11021 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1976/start/ Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1552/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1978/start/ 5.6. Простейшие дробно-рациональные уравнения. 3 0 0.5 Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1978/main/ 5.7. Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений 3 1 0.25 Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1977/main/ Итого по разделу: 15 Раздел 6. Уравнения и неравенства. Системы уравнений 2 0 0.5 Распознавать линейные уравнения с двумя переменными; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://www.yaklass.ru/p/algebra/7-klass/lineinaiafunktciia-y-kx-m-9165/lineinoe-uravnenie-ax-by-c-0-grafiklineinogo-uravneniia-12118/re-e96cf76b-db28-4db6-84ec532120d161d7 6.2. Решение систем двух линейных уравнений 3 с двумя переменными. 0 0.5 Строить графики линейных уравнений, в том числе используя цифровые ресурсы; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://www.yaklass.ru/p/algebra/7-klass/reshenie-sistemlineinykh-uravnenii-s-dvumia-peremennymi-10998 6.3. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. 2 0 0.5 Решать простейшие системы, в которых одно из уравнений не является линейным; Приводить графическую интерпретацию решения уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-sistemuravnenij 6.4. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными. 2 0 0.25 Приводить графическую интерпретацию решения уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2740/main/ 6.5. Решение текстовых задач с помощью систем уравнений 4 1 0,5 Решать текстовые задачи алгебраическим способом; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; Практическая работа; https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/sistemy-uravneniiravnosilnye-preobrazovaniia-9129/ispolzovanie-sistemratcionalnykh-uravnenii-dlia-resheniia-zadach-12394 6.1. Линейное уравнение с двумя переменными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. Итого по разделу: 13 Раздел 7.Уравнения и неравенства. Неравенства 7.1. Числовые неравенства и их свойства. 2 0 0.5 Устный Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать опрос; алгебраически; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1983/start/ 7.2. Неравенство с одной переменной. 1 0 0.25 Применять свойства неравенств в ходе решения задач; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2578/start/ 7.3. Линейные неравенства с одной переменной и их решение. 2 0 0.5 Решать линейные неравенства с одной переменной, Устный изображать решение неравенства на числовой прямой; опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 7.4. Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение. 3 0 0.5 7.5. Изображение решения линейного неравенства и их систем на числовой прямой 4 1 0.5 Устный Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать решение неравенства на числовой прямой; опрос; Решать системы линейных неравенств, изображать Письменный решение системы неравенств на числовой прямой; контроль; Контрольная работа; Практическая работа; https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/neravenstva11023/metody-resheniia-kvadratnykh-neravenstv-9127/re1b338e16-81dc-4107-affb-41864dc6c6e0 1 0 0 Использовать функциональную терминологию и символику; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/3139/start/ 8.2. Область определения и множествозначений 1 функции. 0 0.5 Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функции; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://www.yaklass.ru/p/algebra/9-klass/chislovye-funktciisvoistva-chislovykh-funktcii-9132/opredelenie-chislovoifunktcii-i-sposoby-ee-zadaniia-9178/re-fb9aff63-201e-45b0be39-f964ef64cc77 Итого по разделу: Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2578/main/ https://www.yaklass.ru/p/algebra/8-klass/neravenstva11023/kak-reshat-lineinoe-neravenstvo-9126/re-c241b8221d16-4bb7-acaf-a40ada91df78 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1987/start/ 12 Раздел 8.Функции. Основные понятия 8.1. Понятие функции. 8.3. Способы задания функций. 0.5 0 0 Строить по точкам графики функций; Описывать свойства функции на основе еёграфического представления; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/3139/main/ 8.4. График функции. 0.5 0 0.25 Строить по точкам графики функций; Использовать функциональную терминологию и символику; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1338/ 8.5. Свойства функции, их отображение на графике 1 0 0 Приводить примеры процессов и явлений с заданными свойствами; Использовать компьютерные программы для построения графиков функций и изучения их свойств; Устный опрос; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/6124/conspect/38969/ Итого по разделу: 4 Раздел 9./strong>.Функции. Числовые функции 9.1. Чтение и построение графиковфункций. 1 0 0 Находить с помощью графика функции значение одной из рассматриваемых величин по значению другой; Устный опрос; Письменный контроль; 9.2. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. 1 0 0.25 В несложных случаях выражать формулой зависимость между величинами; Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой; Устный опрос; Письменный контроль; https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/10/23/grafikirealnoy-zavisimosti 9.3. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. 1 0 0.25 Распознавать виды изучаемых функций; Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/1966/start/ 9.4. Гипербола. 1 0 0.25 Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2909/start/ 9.5. График функции y = x2. 0.5 0 0.25 Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2908/start/ 9.6. Функции y = x², y = x³, у=√х, y= х ; графическое решение уравнений и систем уравнений Итого по разделу: 2.5 1 0 1 0 9 17,5 7 Раздел 10. Повторение и обобщение 10.1. Повторение основных понятий иметодов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. 9 Итого по разделу: 9 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 Использовать функционально-графические представления для решения и исследования уравнений и систем уравнений; Устный опрос; Письменный контроль; Контрольная работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2917/start/ 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы Раздел 1. Числа и вычисления. Действительные числа 1.1. Рациональные числа, иррациональные числа, конечные и бесконечные десятичные дроби. 1 1.2. Множество действительных чисел; действительные числа как бесконечные десятичные дроби. 1 1.3. Взаимно однозначное соответствие между множеством действительных чисел и множеством точек координатной прямой. 1 1.4. Сравнение действительных чисел, арифметические действия с действительными числами. 1 1.5. Приближѐнное значение величины, точность приближения. 1 1.6. Округление чисел. 2 1.7. Прикидка и оценка результатов вычислений. 2 Итого по разделу 9 Раздел 2.Уравнения и неравенства. Уравнения с одной переменной. 2.1. Линейное уравнение. 1 2.2. Решение уравнений, сводящихся к линейным. 2 2.3. Квадратное уравнение. 2 2.4. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. 2 2.5. Биквадратные уравнения. 2 2.6. Примеры решения уравнений третьей и четвѐртой степеней разложением на множители. 2 2.7. Решение дробно-рациональных уравнений. 1 2.8. Решение текстовых задач алгебраическим методом. 2 Итого по разделу 14 Раздел 3. Уравнения и неравества. Системы уровнений 3.1. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. 2 3.2. Система двух линейных уравнений с двумя переменными и еѐ решение. 2 1 практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 3.3. Решение систем двух уравнений, одно из которых линейное, а другое — второй степени. 3 3.4. Графическая интерпретация системы уравнений с двумя переменными. 3 3.5. Решение текстовых задач алгебраическим способом. 4 Итого по разделу 14 1 Раздел 4. Уравнения и неравенства. Неравенства 4.1. Числовые неравенства и их свойства. 2 4.2. Линейные неравенства с одной переменной и их решение. 3 4.3. Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение. 4 4.4. Квадратные неравенства и их решение. 4 4.5. Графическая интерпретация неравенств и систем неравенств с двумя переменными 3 Итого по разделу: 16 1 Раздел 5. Функции 5.1. Квадратичная функция, еѐ график и свойства. 2 5.2. Парабола, координаты вершины параболы, ось симметрии параболы. 2 5.3. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. 6 5.4. Графики функций: y = kx, y = kx + b, y = k/x , y = ax², y = ax³, y = √х, y= хII 6 Итого по разделу: 16 1 Раздел 6.Числовые последовательности 6.1. Понятие числовой последовательности. 1 6.2. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. 1 6.3. Арифметическая и геометрическая прогрессии. 3 6.4. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов. 3 6.5. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками на координатной плоскости. 2 6.6. Линейный и экспоненциальный рост. 2 6.7. Сложные проценты. 3 Итого по разделу: Раздел 7.Повторение, обобщение, систематизация знаний 15 1 7.1. Числа и вычисления (запись, сравнение, действия с действительными числами, числовая прямая; проценты, отношения, пропорции; округление, приближение, оценка; решение текстовых задач арифметическим способом) 6 7.2. Алгебраические выражения (преобразование алгебраических выражений, допустимые значения) 6 7.3. Функции (построение, свойства изученных функций; графическое решение уравнений и их систем) 6 Итого по разделу: 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 1 6