1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. в сфере отношений обуч-ся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты: В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится: – демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: ‒ о месте и значении русской литературы в мировой литературе; ‒ о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; ‒ о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; ‒ об историко-культурном подходе в литературоведении; ‒ об историко-литературном процессе XIX и XX веков; ‒ о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; ‒ имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; ‒ о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. СОДЕРЖАНИЕ 10 КЛАСС Введение Литература первой половины XIX века Литература второй половины XIX века Ф.И. ТЮТЧЕВ Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору. А.Н. ОСТРОВСКИЙ Пьесы: «Бесприданица», «Гроза». И.А. ГОНЧАРОВ Роман «Обломов». И.С. ТУРГЕНЕВ Роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» Н.А. НЕКРАСОВ Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; Поэма «Кому на Руси жить хорошо». А.А. ФЕТ Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» А.К. ТОЛСТОЙ Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...» Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Роман «Что делать? » (обзор). Н.С. ЛЕСКОВ Повесть «Очарованный странник ». М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Сказки: «Самоотверженный заяц», «Премудрый пискарь». Роман «Господа Головлёвы» (обзор). Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Роман «Преступление и наказание». Л.Н. ТОЛСТОЙ Роман «Война и мир». А.П. ЧЕХОВ Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч» Пьеса «Вишневый сад». 11 КЛАСС Литература XX века Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. Литература первой половины XX века И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник». М. Горький Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». «На дне». А.И. Куприн Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Гранатовый браслет». Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Поэма «Реквием» М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» А.Аверченко, Тэффи Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов В. В. Маяковский Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это», «Во весь голос» С. А. Есенин Стихотворения. Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» М. А. Булгаков Роман «Мастер и Маргарита» Б. Л. Пастернак Стихи. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Литература периода Великой Отечественной войны А. Т. Твардовский Стихотворения, поэма «Дом у дороги» Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов В. М. Шукшин «Охота жить» А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов: Е.Евтушенко, А. Вознесенский. Итоговое обобщение ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс 102 часа (3 часа в неделю) № п/п Тема Кол-во часов 1 Введение. «Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.) 2 6 Ф.И. Тютчев Основные темы и идеи лирики. Ф.И. Тютчев Лирика природы. «Не то, что мните вы, природа...» «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...» Философская лирика Ф.И. Тютчева. «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение» «Умом Россию не понять…», «Silentium!» Любовная лирика Ф.И. Тютчева. «О, как убийственно мы любим...», «Предопределение», «Чему молилась ты с любовью…», «Последняя любовь» Входная контрольная работа 7 А.Н. Островский «Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н. Островском). 1 8 Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои бесприданица» 1 9 Жизнь в царстве обмана (Говорящие фамилии персонажей) Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». 1 11 Город Калинов и его обитатели 1 12 Быт и нравы «темного царства». 1 13 14 Молодое поколение в драме «Гроза» Сила и слабость характера Катерины 1 1 15 Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе» 1 16 Драма «Гроза» в русской критике 1 17 18 1 1 20 Сочинение по пьесе А.Н. Островского Тестовый опрос по творчеству А. Н. Островского И.А. Гончаров. Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова. Понятие «обломовщина». 21 Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). 1 22 23 Женские образы в романе. Буржуазное счастье Андрея Штольца 1 1 24 Художественное мастерство романа 1 25 1 29 Тестовые задания по роману И.А. Гончарова. Творчество И.С. Тургенева. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» Роман без героя И.С. Тургенева Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. 30 31 Последователи Евгения Базарова Базаров и Одинцова. 1 1 3 4 5 10 19 26 27 28 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия Речь персонажей как средство их характеристики Русская критика о романе и его героях. Сочинение-рассуждение по роману «Отцы и дети» Гимн вечной жизни - «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева Н.А. Некрасов - поэт «мести и печали» Основные темы и идеи лирики Некрасова Поэт и Гражданин Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» 1 1 1 1 1 1 44 Душа народа русского… 1 45 46 47 48 49 50 1 1 1 1 1 1 52 Контрольная работа за первое полугодие Народ в споре о счастье Тяжелая доля крестьянки Идейный смысл рассказов о грешниках Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «Стихи пленительные Фета» (А. Жемчужников) Русская природа в лирике А.А. Фета Философские мотивы поэзии А.А. Фета 53 Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А. Фета 1 54 1 56 А.К. Толстой Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого Тема России в лирике А.К. Толстого Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К. Толстого Красота природы и природа красоты в лирике А.К. Толстого 57 Н.Г. Чернышевский Буревестник из духовенства 1 58 Злободневное и вечное в романе «Что делать» 1 59 Н.С. Лесков Художественный мир произведений Н.С. Лескова 1 60 Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» 1 61 Проверочная работа по творчеству изученных авторов 1 62 «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова 1 63 Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» 1 64 Итоговый урок по творчеству Н.С. Лескова Сочинение -миниатюра 1 65 М.Е. Салтыков-Щедрин «Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1 66 «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве СЩедрина. Народ и самодержавие в сказках. 1 67 Народ и господствующие классы в сказках С-Щедрина «Самоотверженный заяц» 1 51 55 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». 1 69 Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города" 1 70 Итоговый тест по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1 71 Ф.М. Достоевский Жизненный и творческий путь 1 72 История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе 1 73 Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. 1 74 Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. 1 75 Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. 1 76 Возрождение души Раскольникова Сочинение- рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель. 1 79 «Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. 1 80 «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир») 1 77 78 81 82 83 «Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе «Война и мир) Именины у Ростовых. Лысые Горы. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения 1 1 1 1 1 84 Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. 1 85 Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. 1 86 Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г Философия войны в романе 1 1 90 Изображение войны 1812 г. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».(Образы Кутузова и Наполеона) «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе) «Мысль народная» в романе. 91 Решение главной мысли: предназначении человека (т.2 и эпилог). 1 92 93 Женские образы в романе В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? 1 1 87 88 89 1 1 1 94 Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова 1 95 96 «Мысль семейная» в романе Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. 1 1 97 А.П. Чехов Тайна личности А.П. Чехова Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6» 1 98 Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах 1 99 Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжета и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». 1 100 101 102 Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад». Итоговая контрольная работа Подведение итогов работы за год План чтения на лето 1 1 1 11 КЛАСС № Наименование темы урока 1. 2. Входная контрольная работа. И.А. Бунин Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» 3. И.А. Бунин Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из СанФранциско». 1 4. И.А. Бунин Рассказы: «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». 1 5. Внеклассное чтение. И.А. Бунин Рассказы: «Лапти», «Танька», «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец», «Митина любовь» Статья «Миссия русской эмиграции». 1 6. 7. 8. Сочинение –размышление. Сочинение –размышление. А.И. Куприн Рассказы и повести: «Молох», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Суламифь». Обзор литературы по теме. А.И. Куприн Рассказы и повести: «Молох», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Суламифь». А.И. Куприн Рассказы и повести: «Молох», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Суламифь». Сочинение –размышление. Сочинение –размышление. 1 1 1 9. 10. 11. 12. Количество часов 1 1 1 1 1 1 13. М. Горький Пьеса «На дне». 1 14. 1 15. М. Горький Пьеса «На дне». Анализ художественного текста. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). М. Горький Пьеса «На дне». 16. М. Горький Пьеса «На дне». 1 17. М. 18. М. Горький Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». 1 19. М. Горький Рассказ «Карамора», романы «Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых». Обзор произведений. Сочинение –размышление. Сочинение –размышление. Б.Н. Зайцев Повести и рассказы «Голубая звезда», «Моя жизнь и Диана», «Волки». 1 20. 21. 22. Горький Пьеса «На дне». И.С. Шмелев Повесть «Человек из ресторана», книга «Лето Господне». Модернизм конца XIX – ХХ века 24. А.А. Блок Поэма «Двенадцать». 23. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 1 1 1 1 1 1 1 А.А. Блок Поэма «Двенадцать». А.А. Блок Поэма «Двенадцать». . А.А. Блок Поэма «Двенадцать». 1 1 А.А. Блок Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я втемные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Когда Вы стоите на моем пути…», «На железной дороге». А.А. Блок Стихотворения: цикл «На поле Куликовом». Обзор. А.А. Блок Стихотворения: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без краю…», «Одоблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…». А.А. Блок Стихотворения «Предчувствую Тебя. Годапроходят мимо…», «Рожденные в года глухие…», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться» А.А. Блок Стихотворения: «Пушкинскому Дому», «Скифы». А.А. Блок Стихотворения: «Ветер принес издалека…», «Встану я в утро туманное…», «Грешить бесстыдно,непробудно…», «Мы встречались с тобой на закате…», А.А. Блок Стихотворения: «Пляски осенние, Осенняя воля, Поэты, «Петроградское небо мутилось дождем…», А.А. Блок Стихотворения: «Я – Гамлет. Холодеет кровь», «Я отрок, зажигаю свечи…», «Я пригвожден к трактирнойстойке…» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36. А.А. Блок Поэма «Соловьиный сад. Обзор произведения. 1 37. 38. 39. Сочинение –размышление. Сочинение –размышление. Л.Н. Андреев Повести и рассказы: «Большой шлем», «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных». Л.Н. Андреев Повести и рассказы: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». Пьеса «Жизнь человека». Л.Н. Андреев Пьеса «Жизнь человека 1 1 1 В.Я. Брюсов Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущиегунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я» К.Д. Бальмонт Стихотворения: «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том...» «Камыши», «Слова- хамелеоны», «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я – изысканность русской медлительной речи...» Н.С. Гумилев Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева», Н.С. Гумилев Стихотворения: «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово». Н.С. Гумилев Стихотворения: «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы» В.В. Хлебников Стихотворения «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…». В.В. Хлебников Стихотворения «Кузнечик», «Мне малонадо», «Мы желаем звездам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…». В.В. Хлебников Стихотворения «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью,чингисхань…». И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич 1 51. 52. Сочинение –размышление. А.А. Ахматова Поэма 1 1 53. Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» А.А. Ахматова «Все мы бражники здесь, блудницы…», «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 54. 55. «Реквием». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. «Творчество», «Широк и желт вечерний свет…», «Я научилась просто, мудро жить…». «Поэма без героя» А.А. Ахматова «Поэма без героя» (обзор) А.А. Ахматова «Поэма без героя» (обзор) С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, другмой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…». С.А. Есенин Стихотворения: «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери» С.А. Есенин Стихотворения «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…» С.А. Есенин Стихотворения: «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…» С.А. Есенин «Клен ты мой опавший…», «Не бродить, немять в кустах багряных…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золотая С.А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…», «Русьсоветская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я обманывать себя не стану…». С.А. Есенин Роман в стихах «Анна Снегина». Поэмы: «Сорокоуст», «Черный человек» В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям» Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос». В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение,бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину». В.В. Маяковский Стихотворения: «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям» Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос». Обзор произведений по теме. В.В. Маяковский Стихотворения: Поэма «Облако вштанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос», «Про это». Обзор произведений по теме. В.В. Маяковский Стихотворения: «Адище города», «Вам!», «Домой!», «Ода революции», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Уже второйдолжно быть ты легла…», «Юбилейное» Поэма: «Про это». Обзор произведений по теме. М.И. Цветаева Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало вэту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине!Давно…». Обзор произведений по теме. М.И. Цветаева Стихотворения: «Все повторяю первый стих…», «Идешь, на меня похожий», «Кто создан из камня…», «Откуда такая нежность», «Попытка ревности», «Пригвождена к позорному столбу», «Расстояние: версты, мили…» Очерк «Мой Пушкин». Обзор произведений по теме. 1 О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Бессонница. Гомер.Тугие паруса…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Notre Dame». Обзорпроизведений по теме. О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Айя-София», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Лишив меня морей, разбега и разлета…», «Нет, никогда ничей я не был современник…», «Сумерки свободы», «Я к губам подношу эту зелень…» Обзор произведений по теме. Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Быть знаменитымнекрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил иплакать!..» Обзор произведений по теме. Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Август», «Давай ронять слова…», «Единственные дни», «Красавица моя, вся стать…», «Июль», «Любимая – жуть! Когда любит поэт…», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Снег идет», «Столетье с лишним – не вчера…» Роман «Доктор Живаго» Обзор произведений по теме. Сочинение –размышление. Сочинение –размышление. Е.И. Замятин Роман «Мы». Анализ художественного текста. Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. 1 М.А. Булгаков Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». Обзор произведений по теме. М.А. Булгаков Книга рассказов «Записки юного врача». Пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» («Мольер»), «Зойкина квартира». А.П. Платонов. Рассказы и повести: «В прекрасном ияростном мире», «Котлован», «Возвращение» Обзор произведений по теме. А.П. Платонов Рассказы и повести: «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Мусорный ветер» Обзор 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 83. 84. 85. 86. 87. произведений по теме. В.В. Набоков Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте» Обзор произведений по теме. М.А. Шолохов Роман «Поднятая целина». Книга рассказов «Донские рассказы». Обзор. В.В. Набоков Романы «Машенька», «Защита Лужина». Обзор. М.М. Зощенко Рассказы: «Баня», «Жертва революции», «Нервные люди», «Качество продукции», «Аристократка», «Прелести культуры», «Тормоз Вестингауза», «Диктофон», «Обезьяний язык» .Обзор произведений по теме. И.Э. Бабель Книга рассказов «Конармия» И. Ильф, Е. Петров Романы «12 стульев», «Золотой теленок» Н.Р. Эрдман Пьеса «Самоубийца» А.Н. Островский Роман «Как закалялась сталь» 1 1 1 1 1 88. А.И. Солженицын Рассказ «Один день Ивана Денисовича». 1 89. А.И. Солженицын Рассказ «Матренин двор» Книга «Архипелаг ГУЛаг». Обзор произведений. В.Т. Шаламов Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний боймайора Пугачева». Обзор произведений. В.Т. Шаламов Рассказы: «Сгущенное молоко», «Татарский мулла и чистый воздух», «Васька Денисов, похитительсвиней», «Выходной день». Обзор произведений. В.М. Шукшин Рассказы «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива» Обзор произведений потеме. Обзор произведений. И.А. Бродский Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» Обзор произведений по теме. Обзор произведений. 1 И.А. Бродский Стихотворения: «1 января 1965 года», «В деревне Бог живет не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождественская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…» Нобелевская лекция. Обзор произведений по теме. 1 90. 91. 92. 93. 94. 1 1 1 1 95. 96. 97. 98. 99. В.П. Астафьев Роман «Царь-рыба». Повести: «Веселый солдат», «Пастух и пастушка» В.И. Белов Повесть «Привычное дело», книга «Лад»А.Г. Битов Книга очерков «Уроки Армении» В.В. Быков Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников» Б.Л. Васильев Повести: «А зори здесь тихие», «Всписках не значился», «Завтра была война» Г.Н. Владимов Повесть «Верный Руслан», роман «Генерал и его армия» В.Н. Войнович «Жизнь и необычайные приключениясолдата Ивана Чонкина», «Москва 2042» В.С. Гроссман Роман «Жизнь и судьба» С.Д. Довлатов Книги «Зона», «Чемодан», «Заповедник» Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужныхвещей» Обзор произведений по теме. Обзор произведений. Е.И. Носов Повесть «Усвятские шлемоносцы» Б.Ш. Окуждава Повесть «Будь здоров, школяр!»В.Н. Некрасов Повесть «В окопах Сталинграда» В.Г. Распутин Рассказы и повести: «Деньги дляМарии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой». Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен» В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб длясобаки» Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось»Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен» В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб длясобаки» Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось» Обзор произведений по теме.А.М. Володин Пьеса «Назначение»В.С. Розов Пьеса «Гнездо глухаря» М.М. Рощин Пьеса «Валентин и Валентина» Обзор произведений по теме.Л.Н. МартыновВс.Н. НекрасовБ.Ш. ОкуджаваД.С. Самойлов Г.В. Сапгир Б.А. Слуцкий В.Н. Соколов В.А. Солоухин А.А. ТарковскийО.Г. Чухоцев 1 Обзор произведений по теме. В.О. Пелевин Рассказ «Затворник и Шестипалый»,книга «Жизнь насекомых» М. Петросян Роман «Дом, в котором…» Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны», «Свойкруг», «Гигиена» З. Прилепин Роман «Санькя»В.А. Пьецух «Шкаф» Д.И. Рубина Повести: «На солнечной сторонеулицы», «Я и ты под персиковыми облаками» О.А. Славникова Рассказ «Сестры Черепановы»Роман «2017» Т.Н. Толстая Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели». Роман «Кысь»Л.Е.Улицкая Рассказы, повесть «Сонечка» Е.С. Чижова Роман «Крошки Цахес» 1 1 1 1 100 Обзор произведений по теме. Г.Г. Маркес Роман «Сто лет одиночества» М. Метерлинк Пьеса «Слепые»У.С. Моэм Роман «Театр» Д. Оруэлл Роман «1984» Э.М. Ремарк Романы «На западном фронте безперемен», «Три товарища» А. Рембо Стихотворения P.M. Рильке Стихотворения Д. Селлинджер Роман «Над пропастью во ржи» У. Старк Повести: «Чудаки и зануды», «Пустьтанцуют белые медведи» Ф. Стендаль Роман «Пармская обитель»Г. Уэллс Роман «Машина времени» О. Хаксли Роман «О дивный новый мир», Э. Хемингуэй Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие» А. Франк Книга «Дневник Анны Франк»Б. Шоу Пьеса «Пигмалион» У. Эко Роман «Имя Розы»Т.С. Элиот Стихотворения 1 101 Обзор произведений по теме. К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю.Шесталов Итоговая контрольная работа 1 102 № п/п Форма контроля уровня Оценка достижений учащихся Сочинение «5» (примерный объем классных сочинений 3 – 4 страницы) Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся Критерии оценки Содержание и речь Грамотность - Содержание работы полностью (1 орфографич.) соответствует теме или ( 1 пунктуац.) - Фактические ошибки отсут- или ( 1 грамматич.) ствуют - Содержание излагается последовательно - Работа отличается богатством словаря - Достигнуто стилевое единство текста - В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет. 1 «4» 2 Реферат 3 Тест - Содержание работы в основном (2 орфограф. и соответствует теме 2 пунктац.) - Имеются единичные фактиче- или ские неточности (1 орфограф. и Имеются незначительные 3 пунктуац.) нарушения последовательности в Или (4 пунктуац.) изложении мыслей или (2 грамматич.) - Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен - Стиль работы отличается единством - В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов. «3» - В работе допущены существен- (4 орфограф. и ные отклонения от темы 4 пунктуац.) - Работа достоверна в главном, но Или имеются фактические неточности (3 орфограф. и - Допущены отдельные наруше- 5 пунктуац.) ния последовательности изложе- или (7 пунктуац.) ния или (4 грамматич.) - Беден словарь - Стиль работы не отличается единством - В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется. Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата. В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники. Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы. Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски. Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели. Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах. В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов. 25-22 верных ответа – «5» 21-18 верных ответов – «4» 17-13 верных ответов – «3» 12 и менее верных ответов - «2» 4 Самостоятельная Оценивается Степень самостоятельности: работа - без помощи учителя (3 балла) - незначительная помощь учителя (2 балла) - существенная помощь учителя (1 балл) - не справился (0 баллов) Правильность выполнения: - работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла) - работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла) - ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл) - ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов) Оценка выставляется по количеству набранных баллов: 6-5 баллов – «5» 4-3 балла – «4» 2-1 балл – «3» 0 баллов – «2» КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ 1. Устное публичное выступление (выразительное чтение, в том числе наизусть; доклад, сообщение; диспут; беседа по вопросам; семинар и т.п.). 2. Изложение (подробное, выборочное, сжатое, с творческим заданием). 3. Сочинение (рассуждение на литературную или публицистическую тему; отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный спектакль, кинофильм, создание оригинального произведения, стилизация и т.п.). 4. Контрольные вопросы. 5. Тестовые задания. Входной тест по литературе 10 класс 1. Определите литературное направление: Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Характеризуется четким делением героев на положительных и отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. а) классицизм; б) сентиментализм; в) романтизм 2. Соотнесите литературное направление и жанры литературных произведений: а) классицизм б) сентиментализм в) романтизм 1) баллада, 2) исторический роман 3) новелла 4) ода, 5) басня, 6) комедия, 7) трагедия 8) элегия, 9) роман в письмах 10) повесть 3. Соотнесите литературные направления и писателей: а) романтизм б) классицизм в) сентиментализм 1) Ломоносов 2) Жуковский 3) Пушкин (ранний период) 4) Лермонтов (ранний период) 5) Фонвизин 6) Державин 7) Карамзин 4. Соотнесите произведения и жанры: а) «Горе от ума» б) «Е.Онегин» в) «Мертвые души» г) Герой нашего времени» 1) роман в стихах 2) социально-психологический роман 3) комедия» 4) поэма 5.Какое природное явление, описанное в «Слове о полку Игореве», произошло во время похода князя Игоря? а) лунное затмение б) солнечное затмение в) наводнение г) засуха. 6. Какое стихотворение А.С. Пушкина заканчивается словами: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!? а)«Арион» б) «Во глубине сибирских руд» в)«К Чаадаеву» 7. О каком герое комедии А. Грибоедова сказано: «И золотой мешок, и метит в генералы»? а) о Гориче б) о Скалозубе в) о Молчалине г) о Чацком 8) Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" произносит фразу "Служить бы рад, прислуживаться тошно"? а) Скалозуб б) Репетилов в) Чацкий г) Молчалин 9. О каких литературных персонажах идет речь в следующем отрывке: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. а) Чацкий и Молчалин; б) Чичиков и Ноздрёв, в) Онегин и Ленский, г) Печорин и Грушницкий 10.Какое произведение А.С. Пушкин написал в южной ссылке? а) «Капитанская дочка» б) Арап Петра Великого» в) «Кавказский пленник» 11. Какому литературному персонажу принадлежат следующие слова: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных;…» а) Грушницкому; б) Печорину; в) Максиму Максимычу; г) Вуличу. 12. Кто в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души» скупает души умерших крестьян, чтобы заложить их в банке в качестве живых и получить значительное состояние? а) Ноздрёв б) Собакевич г) Манилов д) Чичиков Вариант 2 1. Определите литературное направление: 1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. а) классицизм; б) сентиментализм; в) романтизм 2. Соотнесите литературное направление и жанры литературных произведений: а) классицизм б) романтизм в) сентиментализм 1) элегия, 2) роман в письмах , 3) повесть 4) исторический роман, 5) новелла 6) баллада, 7) ода, 8) басня, 9) комедия, 10) трагедия 3. Соотнесите литературные направления и писателей а). романтизм б) классицизм в) сентиментализм 1) Ломоносов 2) Карамзин 3) Пушкин (ранний период) 4) Фонвизин 5) Лермонтов (ранний период) 6) Державин 7) Жуковский 4. Соотнесите авторов и их произведения а) А. Грибоедов б) А Пушкин в) М Лермонтов г) Н.Гоголь 1) «Мертвые души» 2) «Горе от ума» 3) «Герой нашего времени» 4) «Е.Онегин» 5. В какой части «Слова о полку Игореве» выразилась основная идея произведения? а) Плач Ярославны б) «Золотое слово» Святослава в) Речь Всеволода 6) Из какого стихотворения А.С. Пушкина следующие слова? Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; а) «К Чаадаеву» б) «Вольность» в) «Деревня» 7. Кто из героев комедии А. Грибоедова говорит: «Подписано, так с плеч долой» а) Чацкий б) Скалозуб в) Фамусов г) Молчалин 8. Какому персонажу комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" принадлежат слова: Чтобы чины добыть, есть многие каналы, Об них как истинный философ я сужу? а) Фамусову б) Молчалину в) Скалозубу г) Горичу 9. К какой теме относятся стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Эхо», «Поэту»? а) К теме поэта и поэзии б) Вольнолюбивая лирика в) Любовная лирика 10. Кто из русских писателей подсказал Н.В. Гоголю сюжет поэмы «Мертвые души»? а) М.Ю. Лермонтов б) А.С. Пушкин в) Н.А. Некрасов 11. Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу Н.В. Гоголя? а) «Шинель» б) «Нос» в) «Мертвые души» г) «Хамелеон» 12. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Смерть поэта" - отклик на гибель: а) Николая 1 б) А. Пушкина в) К. Рылеева г) декабристов И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Тест. Задание 1. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Кому симпатизирует И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети»: 1. Революционерам-демократам. 3. Либералам. 2. Разночинцам. 4. Монархистам. Задание 2. Роман – это: 1. Развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей в процессе их развития и в связи с другими героями. 2. Эпическое произведение, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема. 3. Эпическое произведение, повествующее об одном, но важном событии из жизни героя. Задание 3. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: 1. Ссора между П.П. Кирсановым и Е.В. Базаровым. 2. Конфликт, возникший между Е.В. Базаровым и Н.П. Кирсановым. 3. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 4. Борьба между либеральными монархистами и народом. Задание 4. Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…» (выберите верное завершение фразы) 1. пролетариата как передового класса. 4. революционных демократов как пере2. дворянства как передового класса. дового класса. 3. крестьянства как передового класса. Задание 5. Кому из героев романа принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания… от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет ». 1. Аркадий Кирсанов. 4. П.П. Кирсанов. 2. Н.П. Кирсанов. 5. Ситников. 3. Е.В. Базаров. Задание 6. Критическую статью «Базаров» написал: 1. И.С. Тургенев. 4. Д.И. Писарев. 2. В.Г. Белинский. 5. М.А. Антонович. 3. А.И. Герцен. Задание 7. «Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко, что самый отчаянный отрицатель искусства почувствует при чтении романа какое-то непонятное наслаждение…». Такую оценку роману «Отцы и дети» дал: 1. В.Г. Белинский. 2.А.И. Герцен. 3. Д.И. Писарев.4. М.А. Антонович. Задание 8. Портреты каких героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» представлены ниже? 1. «…высокого роста, в длинном балахоне с кистями…». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и ви- сячими бакенбардами песочного цвету … оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». 2. Женщина «…высокого роста… поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно… глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». 3. «В маленькой и невзрачной фигурке… не было ничего безобразного; но выражение … лица неприятно действовало на зрителя… Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко… все у нее выходило не просто, не естественно». Задание 9. Определите, кому из героев романа «Отцы и дети» принадлежат приведенные ниже слова и выражения: 1. «В теперешнее время полезнее всего отрицание…», «Рафаэль гроша медного не стоит…», «Аристократизм, либерализм, принципы… сколько иностранных… и бесполезных слов!» 2. «Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее», «… без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди», «…человеческая личность должна быть крепка, как скала…». Задание 10. Создавая роман, И.С. Тургенев широко использует прием антитезы. Что обозначает этот термин? 1. Противостояние героев литературного произведения. 2. Учение, ставящее в центр мироздания человека и считающее человека «венцом природы». 3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, явлений, композиционных элементов. Контрольная работа по литературе за 10 класс 1 вариант. 1. Какое произведение не было написано А.Н. Островским ? А) «Недоросль» Б) «Бесприданница» В) «Снегурочка» Г) «Доходное место» 2. Критическую статью «Базаров» написал А) И.Тургенев Б) В.Белинский В) А.И.Герцен Г) Д.И.Писарев 3. Кому принадлежат слова: Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: У ней особенная стать – в Россию можно только верить! А) А.С.Пушкину Б) А.А.Блоку В) Ф.И.Тютчеву Г) А.А.Фету 4. Редактором какого журнала, основанного еще Пушкиным, стал Н.Некрасов в 1847 году? А) «Отечественные записки» Б) «Вестник Европы» В) «Современник» Г) «Сын Отечества» 5. Родовое имение Тургенева - … а) Щелыково б) Спасское-Лутовиново в) Шахматово г) Малые Сорочинцы 6. Кто из героев романа «Обломов» впервые употребляет термин «обломовщина»? А) А.И.Штольц Б) Захар В) И.И.Обломов Г) О.С.Ильинская 7. По мнению А.П.Чехова, «в человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и…» А) чувства Б) походка В) мысли Г) характер 8. Кто из двойников Раскольникова заканчивает жизнь самоубийством? А) Свидригайлов Б) Лужин В) Мармеладов 9. В романе Л.Н.Толстого несколько сотен действующих лиц, однако в сознании читателя они существуют не как хаотическая масса, а как строго упорядоченная система персонажей. По какому принципу строится система персонажей «Войны и мира»? А) семейных гнезд Б) эпического параллелизма В) композиционной завершенности 10. В каких крупных произведениях Некрасова рассказывается о подвиге декабристов и их жен? А) «Кому на Руси жить хорошо?» Б) «Дедушка» В) «Коробейники» Г) «Русские женщины» Д) «Железная дорога» 11. «На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.» Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века. Назовите: а) автора б) размер в) Какой вид метафоры использует автор («утро дышит», «на ямках пышет»)? 12. Один автор дает такую краткую характеристику своему герою: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. <…> Независимая душа и гордец первой руки». Укажите автора, героя и произведение. 13. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»? 14. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора. 15.Кому принадлежат строки: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен? 16. Кто был главным оппонентом Е.Базарова в спорах? Почему? 17. Соедините названия произведений и их жанр: А) «Севастополь в мае» 1) Повесть Б) «Отрочество» 2) Роман В) «Война и мир» 3) Религиозный трактат Г) «Анна Каренина» 4) Драма Д) «Живой труп» 5) Роман-эпопея Е) «В чём моя вера?» 6) Рассказ Ж) «Снегурочка» 18. Описывая определенные реалии так, как видят их герои, Л.Толстой, чтобы быть точным, часто переименовывает привычные вещи, ломая автоматизм их восприятия. Так в «Войне и мире» маршальский жезл становится «палкой», знамена – «подхваченными кусками материи на палках». Подумайте, какие реалии представлены описаниями, и соотнесите их с указанными названиями: Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания А) окопанное небольшими канавами место, на котором стояло и стреляло несколько пушек, было самое важное место в сражении Б) вертящийся черный мячик, от которого поднималась струйка дыма В) большой, наполненный чем-то и открытый ящик Г) крашеные картоны, изображавшие деревья Д) французские лепешки Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… 1) театральные декорации 2) гроб, наполненный костями 3) пушечные ядра 4) граната, которую Андрей Болконский видит за несколько секунд до того, как она взрывается 5) батарея Раевского Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф.И.Тютчев 19. Каким термином обозначается образное определение, которое дает выразительную характеристику предмету или явлению («дивная пора», «хрустальный день»)? 20. Назовите способ рифмовки, использованный в заключительной строфе. 21. Как называется использованное в целях выразительности нарушение обычного порядка слов в предложении («в осени первоначальной»)? 22. Назовите тип иносказания (троп), на основе которого создан образ «тонкого волоса паутины»? 23. Определите стихотворный размер приведенного текста Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов: 24/1. Какие образные средства, использованные в стихотворении, формируют ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром? 24/22. В каких произведениях русских поэтов есть «полевые» пейзажи? В чем сходство и различия со стихотворением Тютчева? Контрольная работа по литературе за 10 класс 2 вариант 1.Статью «Темное царство» написал А) Н.Чернышевский Б) В.Белинский В) И.Гончаров Г) Н.Добролюбов 2. На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров? А) крестьянство Б) интеллигенцию В) русское патриархальное дворянство Г) дворянскую аристократию 3. «Кнутом иссеченная Муза» - это образ чьей поэзии? А) А.С.Пушкина Б) М.Ю.Лермонтова В) Ф.И.Тютчева Г) Н.А.Некрасова 4 Первый период творчества Н.Островского связан с его работой в литературном журнале А) «Современник» Б) «Мосвитянин» В) «Отечественные записки» Г) «Сын Отечества» 5. Родной город А.П.Чехова а) Таганрог б) Красноярск в) Сочи г) Рязань 6 Кому из героев романа Гончарова «Обломов» принадлежат слова: «Для меня любовь – все равно, что…жизнь, а жизнь – долг, следовательно – любовь тоже долг»? А) Обломову Б) Штольцу В) Тарантьеву Г) Волкову 7. Результатом участия Л.Толстого в Крымской войне становятся: А) «Севастопольские рассказы» Б) дневники В) автобиографические повести Г) «Война и мир» 8. Кто из героев романа «Отцы и дети» вступается за крестьян, но «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»? А) Базаров Б) Николай Петрович Кирсанов В) Павел Петрович Кирсанов Г) Аркадий 9. Среди многочисленных «военных» героев романа «Война и мир» своей «штатскостью» резко выделяется Пьер Безухов. В каком эпизоде выясняется, что он не умеет обращаться с оружием? А) в эпизоде дуэли с Долоховым Б) на батарее Раевского В) в плену 10. Какая известная картина русского художника напоминает стихотворение Некрасова «На Волге»? А) И.Е.Репин «Бурлаки на Волге» Б) И.И.Левитан «Вечер на Волге» В) И.С.Петров-Водкин «Девушки на Волге» 11. Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям. Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века. Назовите: а) автора б) размер в) Какой троп использует автор в приведенном отрывке? 12. Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской казни? 13. Парадоксально, но философско-утопический роман государственного преступника, арестанта Петропавловской крепости, прошел через две строжайшие цензуры и получил добро на выход в свет. Назовите это произведение и его автора. 14. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора. 15. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца? 16. Н.А. Добролюбов назвал одного из героев пьесы А.Н.Островского «Лучом света в темном царстве»? Кто это? Почему? 17. Соедините названия произведений и их жанр: А) «После бала» Б) «Детство» В) «Война и мир» Г) «Анна Каренина» Д) «Власть тьмы» Е) «Исповедь» Ж) «Обломов» 1) Рассказ 2) Драма 3) Религиозный трактат 4) Роман 5) Роман-эпопея 6) Повесть 18. Отличительная особенность портретной «живописи» Толстого – закрепление за персонажем какой-то характерной черты внешнего облика и затем многократное повторение. Так Пьер запоминает- ся массивной фигурой, неуклюжестью и «дружелюбными глазами». Попытайтесь по 1-2 «штрихам к портрету» угадать персонажа романа и соотнести эти черты с его именем. А) оголенные, белые, полные плечи Б) черные глаза, большой рот В) сухое лицо Г) лучистые глаза, тяжелая походка Д) плешивая голова, плоское лицо 1) Наташа Ростова 2) князь Василий Курагин 3) Элен Курагина 4) Андрей Болконский 5) Мария Болконская Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания Вечер Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. А.А.Фет 19. Каким термином обозначается зарисовка природы, подобная той, что создана в стихотворении Фета? 20. Какое средство иносказания, основанное на переносе человеческих черт на неодушевленные явления, использовано в строке «Убегает на запад река»? 21. Во второй строфе гаснущие края облаков переданы иносказательно, при помощи метафоры. Выпишите словосочетание (в именительном падеже), метафорически замещающее образ светящихся очертаний облака. 22. В строке «Убегает на запад река» все три ударения приходятся на гласный «а». Как называется этот прием звукописи? 23. Определите стихотворный размер, которым написан «Вечер». Дайте развернутый ответ в объеме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов: 24/1 С какой художественной целью в первой строфе использованы исключительно безличные предложения? 24/2. Какие стихотворения русских поэтов посвящены описанию вечерней природы? В чем их сходство и различия со стихотворением А.Фета?