1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты: в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. в сфере отношений обуч-ся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты: В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования: Выпускник на углублённом уровне научится: - воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания; - рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы; - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; - анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи; - комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); - отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; - использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; - иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; - проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; - оценивать стилистические ресурсы языка; - сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; - владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; - создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; - соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; - соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; - осуществлять речевой самоконтроль; - совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; - использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; - оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: - проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте; - выделять и описывать социальные функции русского языка; - проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности; - анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; - характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка; - проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме; - проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функциональностилевой и жанровой принадлежностью; - критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст; - выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; - осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; - использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка; - проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи; - редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка; - определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи. 2. Содержание учебного предмета 10 класс Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Речь. Речевое общение Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно- трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официальноделового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействиянациональных культур. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. 11 класс Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы о языке. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном эта- пе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые- лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Речь. Речевое общение. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Культура речи Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациямиречевого общения. Разные способы редактирования текстов. Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Тематический план № урока п/п Тема урока Кол-во часов Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке 1. 2. 3. 4. Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Основные формы существования национального языка. Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка. Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка. 1 1 1 1 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Речевое общение как социальное явление (4 ч.+ 1ч. к/р) Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, культурологии, психологии. Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). Виды жестов. Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. Виды монолога. Виды диалога и полилога. Искусственные языки и их роль в речевом общении. Эсперанто. Контрольное тестирование по типу ЕГЭ №1 Контрольное тестирование по типу ЕГЭ №1 Основные особенности устной речи. Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов. Типичные недостатки устной речи. Способы их устранения. Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона. Основные особенности письменной речи. Основные требования к письменному тексту. Необходимые условия успешного эффективного общения. Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ). Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ).Написание сочинения-рассуждения. Прецедентные тексты как носители историко-культурной ценности. Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения. Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный. Правка речевых недочетов монологического высказывания Входная контрольная работа по материалам ГИА Входная контрольная работа по материалам ГИА Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности. Речь внешняя как речь, доступная восприятию других людей. Контрольная работа №3 (в тестовой форме в формате ЕГЭ) по теме «Повторение изученного». Контрольная работа №3 (в тестовой форме в формате ЕГЭ) по теме «Повторение изученного». Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания. Основные этапы работы с текстом. Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометами; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков). Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №1 (в формате ЕГЭ). Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №1 (в формате ЕГЭ). Написание сочинения-рассуждения. Гипертекст и его особенности. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. Типичные недостатки чтения: отсутствие гибкой стратегии чтения, непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, наличие ненужных возвратов к прочитанному, сопровождение чтения артикуляцией, низкий уровень организации внимания, малое поле зрения, слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Типичные недостатки чтения: отсутствие гибкой стратегии чтения, непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, наличие ненужных возвратов к прочитанному, сопровождение чтения артикуляцией, низкий уровень организации внимания, малое поле зрения, 1слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Нерефлексивное и рефлексивное аудирование. Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции. Основные виды аудирования в зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста. Правила эффективного слушания. Типичные недостатки аудирования: отсутствие гибкой стратегии аудирования, непонимание смысла прослушанного текста, отсеивание важной информации, перебивание собеседника во время его сообщения, поспешные возражения собеседнику. Типичные недостатки аудирования: отсутствие гибкой стратегии аудирования, непонимание смысла прослушанного текста, отсеивание важной информации, перебивание собеседника во время его сообщения, поспешные возражения собеседнику. Контрольная работа (диктант) №2 по теме «Итоги первого полугодия». Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами. Основные способы сжатия исходного текста. Контрольная работа №2 (в тестовой форме в формате ЕГЭ) Контрольная работа №2 (в тестовой форме в формате ЕГЭ) Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии. Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного). Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ). Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ). Написание сочинения-рассуждения. Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного текста. Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат как итог проведённого мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов прове- 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. дённого исследования, формулировка выводов. Основные части реферата. Мультимедийная презентация как видео- или аудиосопровождение реферата и как синтез текста, разных видов наглядности (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и др.) Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения. План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров. Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения. Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада) Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада) Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада) Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада) Публичное выступление (обобщение изученного) Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №2 (в формате ЕГЭ). Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №2 (в формате ЕГЭ). Написание сочинения-рассуждения. Основные виды публичной речи: социально-политическая, научноакадемическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно-пропагандистская и др. Основные виды публичной речи: социально-политическая, научноакадемическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно-пропагандистская и др. Письмо как вид речевой деятельности ( 13 ч. + 3 ч. р/р ) Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием). Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных речевых высказываний школьника. Основные требования к письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам). Из истории эпистолярного жанра. Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т.п.). Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного). 1 Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение) Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение) Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Р.р. Урок – дискуссия «Нужно ли соблюдать нормы правописания в Интернетобщении». Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №3 (в формате ЕГЭ). Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение №3 (в формате ЕГЭ). Написание сочинения-рассуждения. Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка. Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость, обязательность для всех носителей языка. Речевое общение как социальное явление. Речевое общение как социальное явление. Устная и письменная речь как формы речевого общения. Основные способы информационной переработки прослушанного или прочитанного текста. Основные способы информационной переработки прослушанного или прочитанного текста. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. Контрольная работа (диктант) №2 по теме «Повторение изученного в 10 классе». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 105. Анализ контрольной работы. Подведение итогов года. 1 11 класс № Наименование темы урока 1. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Язык и общество. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Входная контрольная работа в формате ЕГЭ Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Информационная переработка текста. Информационная переработка текста. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Речь. Речевое общение. Культура публичной речи. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Контрольная работа №1 по теме «Орфографические и пунктуационные нормы». Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Литературный язык и язык художественной литературы. Коли честв о часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Информационная переработка текста. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. 1 Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Контрольная работа за 1 полугодие Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков и умений. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Культура речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 51. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 52. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 53. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 54. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 55. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 56. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. 57. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 58. Контрольная работа № 2 по теме «Основные виды языковых норм». 59. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 60. Информационная переработка текста. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. 61. Информационная переработка текста. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. 62. Информационная переработка текста. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. 63. Информационная переработка текста. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 64. Информационная переработка текста. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 65. Информационная переработка текста. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 66. Информационная переработка текста. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 67. Информационная переработка текста. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 68. Информационная переработка текста. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 69. Информационная переработка текста. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 70. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 71. Контрольная работа за 1 полугодие 50. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Варианты языковых норм. Варианты языковых норм. 1 Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Контрольная работа № 3 по теме: «Изобразительновыразительные средства». Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Разные способы редактирования текстов. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Разные способы редактирования текстов. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Информационная переработка текста. Основные изобразительновыразительные средства языка. Информационная переработка текста. Основные изобразительновыразительные средства языка. Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Контрольная работа № 4 по теме: «Стили речи». Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. 1 Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 100. Совершенствование основных видов языковых норм. 1 101. Совершенствование основных видов языковых норм. 102. Совершенствование основных видов языковых норм. 1 1 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Критерии оценивания результатов освоения программы Критерии оценивания устных и письменных работ 1. Основные понятия Текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, которая проводится педагогическим работником на учебных занятиях в соответствии с образовательной программой (текущее оценивание, контрольные и самостоятельные работы, в том числе, административные контрольные работы, лабораторные, практические работы и др.). При проведении текущего контроля успеваемости обучающихся используются следующие понятия: Оценка − это словесная характеристика результатов любого действия обучающегося. Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл). Бальная система оценивания. При текущем контроле успеваемости обучающихся используется балльная система оценивания результатов освоения образовательных программ (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2, 1 – «неудовлетворительно»). Балльная система оценивания используется по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана школы (если иное не предусмотрено методическими рекомендациями федерального и регионального уровней). Основой для определения уровня знаний обучающихся являются критерии оценивания — полнота знаний, их обобщенность и системность: - полнота и правильность — это правильный, полный ответ; - правильный, но неполный или неточный ответ; - неправильный ответ; - нет ответа. 2. Общедидактические критерии оценивания При балльной системе оценивания обучающихся всех уровней обучения применяются следующие общедидактические критерии: Отметка «5 (отлично)» ставится в случае: - знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; - отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога; - соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае: - знания всего изученного материала; - умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; - наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала; - соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае: - знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя; - умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы; - наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла; - незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае: - знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы; - отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы; - наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала; - значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Отметка «1 (неудовлетворительно)» ставится в случае: - отказ обучающегося от ответа, выполнения работы, теста, отсутствие выполненного (в том числе, домашнего) задания. При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество: - грубые ошибки; - однотипные ошибки; - негрубые ошибки; - недочеты. К грубым ошибкам следует относить: - незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; - незнание наименований единиц измерения; - неумение выделять главное в ответе; - неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; - неумение делать выводы и обобщения; - неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; - неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов; - неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочником; - нарушение техники безопасности. К однотипным ошибкам относятся ошибки на одно и то же правило. К негрубым ошибкам следует относить: - неточность формулировок, определений, понятий, законов, правил, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или замена 1-2 из этих признаков второстепенными; - ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы; - ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы приборов, оборудования; - ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.; - нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); - нерациональные методы работы с учебной и справочной литературой; - неумение решать задачи, выполнять задание в общем виде. Недочётами являются: -нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опыта, наблюдений, заданий; - ошибки в вычислениях (кроме математики); - небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; - орфографические и пунктуационные ошибки (кроме результатов при освоении предметной области «Филология»). При проведении тестирования обучающихся применяется следующий порядок оценивания качества выполнения тестовых заданий: -отметка «5» ставится при правильном выполнении тестового задания на 86-100%; - отметка «4» ставится при правильном выполнении тестового задания на 70-85%; - отметка «3» ставится при правильном выполнении тестового задания на 50-69%; - отметка «2» ставится при правильном выполнении тестового задания менее чем на 50%. 3.Оценивание результатов обучения по русскому языку 3.1.1 Оценивание устных ответов обучающихся (учитывается полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа). отметка «5» «4» «3» «2» Требования по основным критериям Полнота и правильСтепень осознанности, пони- Языковое оформление ность ответа мания ответа Ученик полно излагает Обнаруживает понимание ма- Излагает материал изученный материал, териала, может обосновать последовательно и дает правильное опресвои суждения, применить правильно с точки деление языковых познания на практике, привести зрения норм литеранятий. необходимые примеры не турного языка. только из учебника, но и самостоятельно составленные. Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Излагает материал неНе умеет достаточно глубоко Излагает материал полно и допускает неи доказательно обосновать непоследовательно и точности в определении свои суждения и привести допускает ошибки в понятий или формулисвои примеры. языковом оформлении ровке правил. излагаемого. Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. 3.1.2. Оценивание диктантов (учитывается орфографическая и пунктуационная грамотность). Количество слов: Класс словарный диктант контрольный диктант изложение сочинение 45-50 170-190 450-550 350-400 10 45-50 190-210 550-700 350-400 11 3.1.2.1. Оценивание контрольного словарного диктанта «5» - ошибки отсутствуют. «4» - 1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки. «2» - 5 и более ошибок. 3.1.2.2. Оценивание других видов диктантов. При оценке диктантов важно учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1. в исключениях из правил; 2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5. в написании ы и и после приставок; 6. в случаях трудного различия не и ни; 7. в собственных именах нерусского происхождения; 8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще, колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды). Первые три однотипных ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущено несколько ошибок, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений. Диктант оценивается одной оценкой. Нормы оценки за диктант. Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных) «5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) «4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) «3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) «2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6. 3.1.3. Оценивание комплексной контрольной работы, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания. Выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание). Оценивание выполнения дополнительных заданий: «5» - ученик выполнил все задания верно, «4» - ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий, «3» - выполнено не менее половины заданий, «2» - выполнено менее половины заданий. 3.1.4. Оценивание изложений и сочинений (учитывается умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания). Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: 1) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) правильность фактического материала; 4) последовательность и логичность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: 1) разнообразие словаря и грамматического строя речи; 2) стилевое единство и выразительность речи; 3) число речевых недочётов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. оценка Основные критерии оценки «5» «4» «3» «2» Содержание и речь 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и остаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими одно- Грамотность Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая Допускаются ошибки: 2/2, или 1/3, или 0/4, а также две грамматические Допускаются ошибки: 4/4, или 3/5, или 0/7 Допускаются ошибки: 7/7, или 6/8, или 5/9, или 8/6, а также 7 грамматических типными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного выше, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы (повышение количество допустимых оценок на указанное число единиц). При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. Приложение 2 10 класс Входной диагностический диктант Дом Пушкина Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом. Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и мёда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчёлы. В доме много хорошего псковского льняного белья: скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат — прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станах. Вещи из льна обладают удивительным свойством — там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, — почти никогда не хворает простудой. Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора, которая скупала лён и льняные изделия и отправляла их в Англию. От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей. (По С. Гейченко.)(190 слов.) Контрольный диктант по итогам 2 полугодия Ёлка в траншее Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года в осаждённом Ленинграде. Уже много дней и ночей не было электричества, в трубах замёрзла вода, три последних декабрьских дня никто во всём городе не получал хлеба. В эти самые тяжёлые для Ленинграда дни гитлеровцы усилили бомбардировку города. Мы, мальчишки, часто ночевали в траншеях, вырытых напротив нашего дома. В них было теплее, почти всегда горел огарок свечи или фонарь, а главное – всегда было людно. Невдалеке от нас стояла батарея зениток, охранявшая один из невских мостов. Порой к нам в траншею заглядывали артиллеристы. Как мы радовались каждый раз их приходу! Они-то и устроили для нас новогоднюю ёлку. Не думайте, что это была большая, пышная ёлка. Высота её была не больше метра, несколько сучков покрывали тонюсенькие светло-зелёные иголочки. Зато вся она была в игрушках. Висело на ёлке и несколько винтовочных гильз, а на самой макушке – ярко начищенная красноармейская бляха с пятиконечной звездой. Где достали артиллеристы ёлку, для нас так и осталось тайной. Все мы знали, что поблизости нигде ёлок не было. Мы сидели, как заворожённые, уставившись на несколько потрескивавших свечных огарков, оставшихся, вероятно, от предыдущего года. Не было вокруг нашей ёлки плясок, весёлого смеха. А вместо подарков каждому из нас зенитчики дали по куску сахара. (По Ф. Бездудному.)(196 слов.) Вьюжная ночь Была ночь, и начиналась вьюга. Мой слух ловил какие-то странные звуки, точно тихий шёпот или чьи-то вздохи с улицы проходили сквозь стены в мою маленькую комнату, на две трети утопавшую в тени. Это, должно быть, снег, вздымаемый ветром, шуршал о стены дома и стёкла окон. Вот мимо окна пронеслось в воздухе что-то лёгкое и белое, пронеслось и исчезло, повеяв на душу холодом. Я подошёл к окну и посмотрел на улицу, прислонив голову, разгоряченную работой воображения, к холодной раме. Пустынна была улица. Против моего окна горел фонарик. Огонёк его трепетал, борясь с ветром, дрожащая полоса света широким мечом простиралась в воздухе, а с крыш домов сы- пался снег, влетая в эту полосу, а влетев, вспыхивал в ней на миг разноцветными искрами. Мне стало грустно и холодно смотреть на эту игру ветра. Быстро раздевшись, я потушил лампу и лёг спать. Когда погас огонь и тьма наполнила собою мою комнату, звуки стали как бы слышнее, а окно смотрело прямо на меня большим мутно-белым пятном. Часы торопливо считали секунды, иногда шорох снега заглушал их бесстрастную работу, но потом я снова слышал звук секунд, падавших в вечность. Порой они звучали с такой отчетливой ясностью, словно часы помещались у меня в голове. (194 слова.) Вариант ЕГЭ При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). (1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3)<....>, женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами. 1.Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник... 2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими. 3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими. 4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами. 5) Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин. 2.Самостоятельно подберите вводное словосочетание, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. 3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ХОЗЯЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ХОЗЯ́ЙСТВО, -а, ср. 1. То же, что экономика (в 1 знач.). Натуральное, крепостническое х. Рыночное х. 2. Производство, экономика (во 2 знач.). Народное х. страны. Мировое х. Сельское х. 3. Оборудование какого-н. производства. Фабричное х. 4. Совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту. Обзавестись хозяйством. 5. Производственная единица, преимущ. сельскохозяйственная. Крестьянское х. Фермерское х. Крупное х. Учебное х. сельхозтехникума. 6. Работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству. 4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. слИвовый избалОванный нАчатый срЕдства (моющие) кралАсь 5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Результаты исследований должны быть проанализированы с МИКРОСКОПИЧЕСКОЙ точностью. Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях. Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами без учета требований речевого поведения. Выступление главного редактора оказалось неожиданно ЖЁСТКИМ. Статья получилась весьма ИРОНИЧЕСКОЙ и вызвала оживлённое обсуждение. 6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово / сочетание слов. Выпишите это слово. Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения. 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. СМОТРЕВ вперёд лучшие ПАРИКМАХЕРЫ о ТРЁХСТАХ участниках около двух КИЛОГРАММОВ все ВОЗРАСТЫ 8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с косвенной речью В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с однородными членами 1) Порывистый ветер рвал тонкие занавески, украшавшие террасу, вихрями гонял по саду жёлтую листву. 2) Человек, вошедший в подъезд и который стал подниматься на самый верхний этаж, привлёк моё внимание. 3) Я совершенно убеждён: каждый из двух братьев велики в своём актёрском мастерстве! 4) Простодушно улыбаясь, из-за спины Саши появился букет ромашек, которые он нарвал в поле неподалёку от дороги. 5) На улице было прохладно, и мы, пытаясь согреться, начали бегать по пустынному скверу. 6) Багаж можно будет получить в терминале аэропорта через час по прилёту лайнера. 7) «Я так скучала по вас, мои дорогие!» – восклицала маменька, обнимая поочерёдно Машу и Лёню. 8) Костик решил не только активно заняться спортом, но и начать внимательнее относиться к учёбе. A Б В Г Д 9) Доктор, убеждая меня начать приём лекарств, говорил, что я совершенно уверен в успешности лечения и что сомневаться не стоит. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) раздираемый (противоречиями), улетучиться, кредит 2) олицетворение, преобразовать, выросли 3) сетевой (шнур), умалять (значение), пятнистый 4) соберёт, абитуриент, поседеть (от горя) 5) отряхнуть, навевать (воспоминания), приласкать (щенка) 10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..стыдить, непр..ступная (крепость), беспр..мерный 2) от..скать, пост..ндустриальный, за..нтересовать 3) сни..хождение, и..колесить, ра..ценки 4) непре..сказуемый, о..блеск, по..точить 5) нер..ссказанный, под..спел, н..илучший 11.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) син..ватый, обур..ваемый 2) плюш..вый, азот..стые (соединения) 3) сводч..тый (потолок), сначал.. 4) абхаз..кий, скольз..кий 5) завед..вать, парч..вое (платье) 12.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (они) стел..т (скатерть), ове..нный 2) вер..вший, вылет..шь 3) мел..щий (кофе), (огородники) пол..т (грядки) 4) выздоров..вший (юноша), высп..шься 5) скач..щий (конь), (они) дыш..т 13.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Этот никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек вёл себя так, будто он всех до одного хорошо знает. Денег нашему герою постоянно (НЕ)ХВАТАЛО, потому что тратились они быстро и бестолково. Сегодняшний спектакль оказался ничуть (НЕ)ИНТЕРЕСНЕЕ вчерашнего. (НЕ)УМЕЮЩИЙ выступать на публике, Демидов очень волновался перед собранием. Я не знал, как начать разговор в столь (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке. 14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Первое время мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ очень подружились. Ночью развели огромный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить, (ЗА)ЧЕМ это нужно было сделать. Он сделал над собой усилие, ЧТО(БЫ) заснуть, но во сне представилось ТО(ЖЕ) самое мёртвое пространство с грядами серых туч. Отец, (В)СИЛУ своего высокого положения, прежде ездил только на машине с персональным шофёром, (ОТ)ЧЕГО долго не мог разобраться, как войти в метро и где заплатить за проезд. (ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово. 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Графиня взяла златотка(1)ую подушку и медле(2)о опустилась в глубокое лакирова(3)ое кресло, которое было инкрустирова(4)о кожей. 16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях. 2) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков. 3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться ни по красоте ни по яркости с коралловыми полипами. 4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин. 5) Вдруг полился ручьями крупный дождь и один за другим раскатились удары грома. 17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне. 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Простите (1) верные (2) дубравы! Прости (3) беспечный мир (4) полей (5) И легкокрылые забавы (6) Столь быстро улетевших дней! Прости (7) Тригорское (8) где радость Меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас? От вас беру воспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!)(9) Я к вашим возвращусь полям… (А. С. Пушкин) 19.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей. 20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он хотел уверить себя (1) что никакой опасности нет (2) и что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха (3) и (4) хотя ему удавалось на короткие минуты обмануть ум ребёнка (5) но в глубине души он ясно чувствовал приближение неотвратимой трагедии. 21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Онежское озеро — самое популярное у посещающих Карелию туристов место. (2)Здесь находятся знаменитые петроглифы — неолитические наскальные рисунки на мысах Бесов нос, Пери нос и Карецкий нос. (3)Кроме того, здесь расположен известный на весь мир заповедник Кижи, а также окрестности Медвежьегорска, печально знаменитые захоронениями жертв политических репрессий. (4)В свою очередь, Приладожье — ещё один южный район Карелии — привлекает туристов мягким климатом, карельскими лесами и скалами. (5)Сюда приезжают посмотреть старинный городок Сортавалу, Валаамский архипелаг и монастырь, древний Олонец. (6)Именно в Приладожье расположен горный парк «Рускеала» — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. ТЕКСТ (1)— Мне в Борисоглебский переулок, — сообщила я молодому таксисту, — дом-музей Марины Цветаевой. (2)— Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута. (3)— Там она и жила с семьёй, — добавила я задумчиво скорее самой себе. (4)— Кто жил? — переспросил он через минуту. (5)— Цветаева, поэт, знаете? (6)Он улыбнулся: (7)— Не-а. (8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, человеком можно быть хорошим... и не знать поэтов-писателей. (10)Но мне вдруг стало любопытно, кто он и откуда: очень уж хотелось понять, почему имя Цветаевой (и, полагаю, многих других великих деятелей литературы) для него ничего не значит. (11)Я решила порасспросить парня. (12)Узнала, что ему 24 года, москвич в третьем поколении. (13) Родители служащие, с высшим образованием. (14)Да и сам он окончил что-то вроде специализированного колледжа. (15)Как же он мог не слышать о Цветаевой? (16)В общем, причины столь низкой осведомлённости в области поэзии так и остались для меня загадкой. (17)Может, дело в качестве современного образования, а может, он сам не хотел ничего знать, считая стихи глупостью. (18)И всё же я решила ему хоть какой-то ликбез устроить. (19)Тут меня осенило. (20)— А песню в исполнении Аллы Пугачёвой слышали? (21)«Мне нравится, что Вы больны не мной...»? - пропела я сиплым голосом. (22)Парень заёрзал на сиденье: (23)— Знаю, а как же! (24) Я чуть не подпрыгнула от радости: (25)— Ага! (26)Так это стихи Марины Цветаевой! — и процитировала ещё строчки. (27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием. (28) На прощание на клочке бумажки из его бардачка я написала, кроме Цветаевой, ещё несколько незнакомых ему имён: Мандельштама, Пастернака, Бродского. (29)Кто знает: вдруг он заинтересуется и хотя бы немного прочтёт о них. (30)Он старательно, как первоклассник, повторил каждое слово вслед за мной, так что, может, и вправду запомнил. (31)«Ух ты, вот это класс, — бормотал он при этом торопливо, — вот это класс!» (32)И порулил дальше... (33)Мероприятие в музее начиналось только через двадцать минут. (34) Так что у меня ещё было время, и я огляделась вокруг. (35)Прямо напротив, в маленьком сквере — памятник Марине Ивановне: сидячая фигура, склонённая голова с короткой стрижкой. (36)Пройдя вдоль улицы и вернувшись обратно, я заметила, что к памятнику кто-то прилепился. (37)В буквальном смысле. (38)Девушка с распущенными волосами, в джинсах уткнулась в каменные ступни головой, обхватила широким жестом подол каменного платья, как ребёнок, прячась и прося прощения, и так застыла. (39)Какой разговор вела с ней эта девушка? (40)Или о чём-то просила? (41)А может, горевала по её судьбе? (42)Она стояла долго, потом оторвалась от глыбы и с какой-то счастливой улыбкой пошла прочь. (43)На вид ей было года 22—24. (44)Я не пыталась разгадать, кто она и откуда. (45)Её порыв говорил сам за себя — умудрённая глубоким творческим опытом душа в совсем юном теле. (46)Да, именно так, и думаю, что вряд ли кто-то станет возражать. (47)Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем — это ли не душевная мудрость? (48)Эх, вот как бывает, думала я, возвращаясь вечером домой: эти — представители одного поколения, ровесники, живут в одном городе. (49)Но их миры — совершенно разные, с разными идеалами и ценностями. (50)Хорошо, что я сказала ему напоследок: хоть впросак теперь не попадёт перед своей девушкой. (51)Девушки любят поэзию... (52)Кто знает, а вдруг они встретятся? (по Е. Кореневой*) *Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.) - советская и российская актриса театра и кино, литератор, режиссёр. 22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке. 1) Рассказчица очень ценит поэзию Цветаевой, посещает мероприятия в музее поэтессы. 2) Встречи с таксистом и девушкой, стоявшей возле памятника Цветаевой, произвели на рассказчицу сильное впечатление, заставили о многом задуматься. 3) Рассказчица, порасспросив парня-таксиста, поняла, почему он ничего не слышал о Цветаевой. 4) Умение ценить поэзию говорит не о душевной мудрости, а об уровне образования. 5) Рассказчица выяснила, кто была та девушка возле памятника Цветаевой, и решила познакомиться с ней. 23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Предложения 15—17 представляют собой повествование. 2) В предложении 35 представлено описание. 3) В предложениях 48—52 представлено рассуждение. 4) Предложение 29 указывает на причину действий, о которых говорится в предложении 28. 5) В предложении 49 представлено повествование. 24. Из предложения 27 выпишите разговорное слово. 25. Среди предложений 1—9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 26. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Рассказывая о случившемся с ней эпизоде, Е. Коренева не скупится на эмоции. Авторская экспрессия нашла отражение в многочисленных средствах выразительности. В частности, на лексическом уровне следует отметить (А)_____ («не-а» в предложении 7, «уставившись» в предложении 9, «заёрзал» в предложении 22), на морфологическом уровне — (Б)_____ (в предложениях 25, 31, 48), а также такой троп, как (В)_____ (в предложениях 30, 38). В синтаксисе эмоции автора отражены прежде всего в употреблении (Г)_____ (предложения 15, 39, 40, 41, 47, 52)». Список терминов: 1) неполные предложения 2) разговорная лексика 3) междометия A Б В Г 4) риторические вопросы 5) однородные члены предложения 6) метонимия 7) сравнение 8) эпитеты 9) оксюморон Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примераиллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Объём сочинения — не менее 150 слов. 2